Александр Мирский:


Александр Мирский:

История войн и событий чаще всего отражена в книгах и кинофильмах. Чтобы лучше понять события, происходившие не с нами, надо прикоснуться к тем предметам, которые хранят тайну и энергию далеких дней прошедших. Хранители экспонатов не только музейные работники, но и простые люди, живущие рядом. Многие считают их странными, а специалисты называют коллекционерами. Они собирают все, что угодно: марки, значки, шляпы, монеты, оружие, часы, статуэтки, самолеты, танки и, конечно же, автомобили и мотоциклы. На автомобилях и мотоциклах, пожалуй, остановимся подробнее.

Депутат Латвийского парламента Александр Мирский отреставрировал три мотоцикла и четыре автомобиля, все советского производства, времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Интересны не только  автомобили сами по себе, но и история их восстановления.

— Александр, с чего все началось? У каждого коллекционера ведь есть своя точка отсчета?

— Все наши увлечения или пристрастия родом из детства. Скажем, если в детстве вам не удалось поесть вдоволь ананасов, так желание лопать сей экзотический фрукт будет преследовать вас постоянно.

Во время прохождения военной службы я был командиром взвода разведки. У нас в парке стояли разные авто – боевая машина десанта (БМД-2), БРДМ-РХ (бронированная разведывательная дозорная машина), несколько БТР-90. А в крайнем боксе стояли два новеньких мотоцикла К-750.

В то время частных машин было мало, и мы, как правило, использовали для разъездов К-750. Но я однажды, управляя мотоциклом, разбил колесо, и комбат запретил мне даже приближаться к мотоциклам. С тех пор я очень хотел купить именно К-750. И вот однажды увидел объявление и купил.

Ну, а далее — больше… У друга в гараже валялся разобранный М-72. Я его уломал мне его продать и занялся реставрацией. В свободное время вместе  с помощником Сергеем Благовещенским мы его собирали. Довели «до ума», и этот мотоцикл стал первым экспонатом в моей коллекции под названием «Раритеты Великой войны». Потом я достал подставку под пулемет, установил макет «Дегтярева», и получился М-72 в комплекте.

— А как Вы переключились на автомобили?

— Однажды, проезжая по маршруту Рига-Краслава, я увидел остатки Willys, стоящего рядом с полуразрушенным сараем. Я остановился, нашел хозяина. Оказалось, он и не знал, что это за автомобиль. Я внимательно осмотрел то, что осталось от самого популярного военного джипа, и убедившись, что все — двигатель, ходовая и кузов — «годное», сделал сельчанину предложение продать мне автомобиль.

Два года мы реставрировали эту машину и как результат — из гаража выехал, как новенький, «Willi MB». И в этот момент я решил собирать технику Великой Отечественной войны.

— То есть схема простая: покупаешь остатки и собираешь, реставрируешь?

— Абсолютно верно, я не располагаю такими средствами, чтобы покупать готовую технику, да и размещать потом проблематично. Кроме того, надо обслуживать – масло, регулировка. В общем, дело хлопотное. Но когда приезжают гости, я могу и покатать, и рассказать. Каждый коллекционер ощущает себя счастливым, когда те, кто видят его коллекцию, ее оценивают.

— Я видела у Вас еще и Газ-67 – легендарный советский джип, времен войны. Схема та же? Купил, восстановил – горжусь?

— Мой дед, старший лейтенант, командир автобата, всю войну ездил на ГАЗ-67. Я помню фотографии из семейного альбома, поэтому появление 67-го в моей коллекции не случайно. Вообще-то, сам процесс тоже затягивает. Помните, в детстве: конструкторы и тому подобное… В данном случае все то же самое. Только одна деталь, остро необходимая для автомобиля, может превратиться в настоящую головоломку. Машины-то старые, запчастей на них давно нет — вот и занимаюсь поиском и изготовлением комплектующих.

— Каждый год 9 мая Вы выставляете автомобили к памятнику Освободителям Риги. Я так понимаю, что люди реагируют на Ваши экспонаты очень положительно?

— А как по-другому? Ведь эти машины, мотоциклы большинством воспринимаются как машины победы, автомобили радости, хорошего настроения. В позапрошлом году подошел старичок, уселся за руль и заплакал. Оказывается, он водителем у генерала Черняховского был и на 67-м «газоне» с ним до Кенигсберга «дошел». К концу дня 9-го мая машины завалены цветами, люди фотографируются. Наверно, это самые приятные моменты.

— Победа — «одна на всех – мы за ценой не постоим»! В 46-м Сталин дал приказ — и в Советском Союзе на поток поставили автомобиль М-20 «Победа». В Вашей коллекции есть «Победа», но она не военная. Почему именно «Победа»?

— Это был тот случай, когда хотелось «замкнуть» круг имеющихся экспонатов, тем более такое замечательное название.

— В коллекцию Мирского входит 4 мотоцикла – М-72, М-72 соло, К-750, УРАЛ (ГАИ), машины – ГАЗ-67, Willis MB, М-20 («Победа»). Всего семь работ и предметов для выставки на обозрение. Я так понимаю, если Вас выберут в Европарламент от «Saskaņas Centrs» («Центр Согласия»), то Вы обязательно в Европарламенте устроите выставку, чтобы наши братья знали историю и не путались в том, кто освобождал Латвию, а кто оккупировал…

— Посмотрим, но идея мне по душе. Думаю, в следующем году на 9 мая отвезу машины в Брюссель — пусть депутаты потрогают руками историю. Может, тогда многим станет стыдно, что они молчат, когда по Риге маршируют недобитые эсэсовцы. Будьте спокойны, я им спать в креслах не дам!

— Удачи Вам, Александр, и на выборах в Европарламент, и в нужном деле – восстановлении истории!

Остальные фото раритетных автомобилей и исторические подробности — в  галерее: Машины победы Александра Мирского.

Фото и архивная коллекция — А.Мирский.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.