Автокалендарь: 13-19 июня


Автокалендарь: 13-19 июня

15 июня (3 июня — по старому стилю) 1896 года родился Иван Алексеевич Лихачев, имя которого носит московский автомобильный завод ЗИЛ. Лихачев пришел в автомобильную отрасль, подобно некоторым деятелям современной России, «из органов» — в 1917-1921 годах он служил во Всероссийской чрезвычайной комиссии командиром отряда особого назначения.Опытного чекиста и профсоюзного деятеля в 1926 году откомандировали директором московского автомобильного завода АМО (в 1931 году переименован в ЗИС — Завод имени Сталина). Лихачев был ярким примером «красного директора» — весь его производственный опят заключался работе в медницкой мастерской на Путиловском заводе. Тем не менее возглавляя АМО-ЗИС, Лихачев много ездил за границу (в Германию и США), где перенимал принципы современного автопроизводства.

В 1939 году Лихачев возглавил новообразованный Наркомат среднего машиностроения, но уже год спустя — в октябре 1940 был смещен с должности.

Лихачев вернулся на ЗИС, во время войны на базе мощностей эвакуированного ЗИСа были созданы Миасский автомоторный. Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный и Ульяновский автомобильный заводы. В 1942 году руководил восстановлением ЗИСа. Окончательно с родного завода Иван Алексеевич уходит в 1950 году. В общей сложности он отдал ЗИСу 23 года своей жизни.

После смерти Сталина Лихачев работал министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР до 1956 года, когда Лихачева не стало. Смерть Лихачева совпала с началом разоблачения культа личности, и в 1956 году Завод имени Сталина получил имя Лихачева — ЗИЛ. В постсоветское время заводу также вернули его первое имя АМО, оставив при этом ЗИЛ.

16 июня (4 июня — по старому стилю) 1898 года в Москве родился выдающийся советский конструтор Андрей Александрович Липгарт, автор «Победы» и ЗИМа. Окончив МВТУ, в июне 1925 года Липгарт поступил в Научный автотракторный институт (НАТИ). Уже в мае 1927 года инженеры-конструкторы НАТИ Шарапов и Липгарт построили первый советский легковой автомобиль — НАМИ-1.

В 1930 году Липгарт откомандирован в США на заводы Форда — готовить основу для открытия производства на новом заводе в Нижнем Новгороде. НАМИ с болью сердце отпускают одного из лучших специалистов на ГАЗ. Именно благодаря таланту Липгарту модели Форда превратились в оригинальные автомобили советского производства. Липгарт считал, что «нужно взять все лучшее и для нас подходящее с моделей Форда… и, учитывая, с одной стороны, свои условия производства и эксплуатации, а с другой — последние достижения мировой… автотехники, добавить к этим моделям то, чего им не хватает».

Работы над адаптацией автомобилей Форда привели Липгарта к разработки первого оригинального серийного автомобиля — ГАЗ-М1 — «эмки». Построенная за несколько месяце машина прошла пробег до Москвы и обратно в Нижний без единой поломки и в 1936 году была одобрена Сталиным.

Липгарт стоял у истоков отечественной школы машин высокой проходимости. За командирский ГАЗ-64, бронеавтомобиль на его базе, легкие танки Андрей Александрович получает две Сталинские премии — в апреле 42-го и в марте 43-го.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Липгарт представил руководству СССР новый автомобиль — ГАЗ М-20 «Победа» с 4-цилиндровым мотором. О разработке ГАЗа лестно отзывались даже западные специализированные издания, находившие у нее лишь два серьезных недостатка: недостаточную динамику (плата за экономичность и приспособленность к плохому бензину) и неважную обзорность назад.

В послевоенные годы Андрей Александрович Липгарт был удостоен еще трех Сталинских премий: за разработку конструкции и постановку в производство автомобилей ГАЗ-51 (1947 г.), ГАЗ М-20 «Победа» (1950 г.), ГАЗ-12 «ЗИМ» (1951 г.)

Липгарт был главным конструктором ГАЗа 18 лет. Здесь, под его руководством и при непосредственном участии, было разработано и построено 67 экспериментальных моделей, из которых в производство пошли 27. Среди них ГАЗ М-1, ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-67, ГАЗ-69, ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ».

В 1953 году Андрей Александрович становится главным конструктором НАМИ. В 53-м он возглавил кафедру в родном МВТУ. Усилиями Липгарта разработан полноприводный автомобиль для Уральского завода и семейство четырехтактных дизелей для Ярославского завода. Липгарт активно работал вплоть до смерти в 1980 году.

16 июня в городе Дирборн (СШA, штат Мичиган) 40-летний инженер-конструктор Генри Форд вместе с 10 компаньонами основал Ford Motor Company. Образованная им компания продала первый автомобиль модели A уже 20 июля 1903 года детройтскому врачу. С 1903 по 1908 год создала множество моделей, наименования которых соответствовали буквам английского алфавита, вплоть до Т. И лишь Ford Т прославил своего создателя.

17 июня 1837 года американец Чарльз Гудьир запатентовал способ вулканизации резины — сваривания каучука с серой при нагревании. Это дало толчок к ее промышленному производству резины и автомобильных покрышек.

Гудьир не специального технического образования, занимался торговлей, но в 1834 году заинтересовался каучуком и решил улучшить его свойства. Провел огромное количество опытов, смешивая каучук с разными веществами. При очередном эксперименте с смесью из каучука, серы и свинцовых белил Гудьир случайно уронил смесь на раскаленную печь. Так образовалась резина — новый высокоэластичный и одновременно тепло- и морозоустойчивый материал.

Природный каучук в жару плавился и становился липким, в холод — хрупким. Гудьир избавил его от недостатков. В первом своем патенте он предложил подвергать каучук воздействию нитрита меди и царской водки. Впоследствии изобретатель обнаружил, что невосприимчивой к температурным воздействиям резина становится при добавлении серы и свинца. 15 июня 1844 года Гудьир получил еще один патент «Улучшение свойств натурального каучука».

Историю вулканизации резины Гудьир изложил в автобиографической книге «Gum-Elastica», изданной в 1853 году. Остаток жизни он посвятил довольно безуспешным попыткам доказать свое первенство в улучшений свойств натурального каучука. Но добиться финансового успеха Гудьиру так и не удалось — когда он умирал, его долги превышали 200 тысяч долларов.

Созданная после смерти Гудьира компания Goodyear Tyre & Rubber никакого отношения к американскому изобретателю и его семье не имела, ее основатели просто решили отметить вклад Чарльза Гудьира в дело промышленного производства резины.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.