Автокалендарь: 30 января – 5 февраля


Автокалендарь: 30 января – 5 февраля

Рудольф Караччиола

30 января 1901 года родился знаменитый немецкий автогонщик Рудольф Караччиола. В 1922 году сын итальянских эмигрантов поступил на работу в фирму Mercedes-Benz. По воскресеньям участвовал в соревнованиях гонщиков в Дрездене, где располагалось бюро фирмы. Свой первый Гран-При он выиграл в 1926 году на недавно построенной трассе в Нюрбургринге .

Заглохнув на старте, Караччиола ушел на дистанцию последним из 44 участников. Но начавшийся дождь и сходы лидеров, позволили никому не известному гонщику выйти в лидеры. Сумев устранить возникшие в ходе 440-километровой гонки поломки, Караччиола вернулся на трассу и пришел к финишу первым. Впоследствии за умение ездить в трудных погодных условиях он получил прозвище «Властелин дождя» (Regenmeister).

До войны Караччиола выиграл 24 крупных гонки, в том числе французский Гран-при 1935 года, дважды итальянский Гран-при (1934 и 1937) и шесть раз домашний немецкий (1926, 1928, 1931, 1932, 1937, 1939). Итальянец по происхождению, в 1931 году он стал первым неитальянцем, победившим в знаменитой гонке Mille Miglia.

В 1933 году, управляя Alfa Romeo, Караччиола попал в серьезную аварию во время Гран-при Монако, которая стоила ему хромоты на всю жизнь и постоянных болей в ноге. Несмотря на инвалидность (одна нога осталась короче другой) и гибель жены, Караччиола вернулся на трассу и с 1934 по 1938 год трижды выиграл европейский чемпионат на автомобиле Mercedes.

Пробыв в эмиграции Вторую мировую войну в швейцарском Лугано, знаменитый немец попытался вернуться в автоспорт в конце 40-х, но уже не имел прежнего успеха. Возраст и травмы давали о себе знать. Окончательно заставила расстаться с гонками новая авария. Караччиола ушел, не успев принять участие в первом чемпионате Формулы 1 1950 года. В 1959 году Рудольф Караччиола умер от рака.

30 января 1920 года в японской Хиросиме основана компания Toyo Cork Kogyo Ltd., в 1984-м переименованная в Mazda Motors. Первый автомобиль марки Mazda – Mazda R360 – появился в 1960 году. До этого компания, подобно многим другим японским фирмам, производила мопеды и скутеры, начав в 1931-м с выпуска трехколесного развозного скутера Mazda-Go.

В истории компании было много успешных моделей вроде 323 и 626. Но особое место в автоистории Mazda занимает из-за того, что единственная в мире успешно использует на своих машинах роторно-поршневой двигатель Феликса Ванкеля . С мая 1967-го, когда началось производство первого в мире спортивного автомобиля с роторным двигателем Mazda Cosmo Sport 110 (RX-5), компания из Хиросимы выпустила 8 серийных роторных автомобилей, последним из которых стал RX-8.

В 1979 году 25-процентный пакет акций Mazda приобрел Ford, а в 1996-м, когда японская компания испытывала затяжной финансовый кризис, американцы довели свою долю до 33.4%. Сегодня массовые автомобили Mazda выпускаются на общих платформах с Ford.

31 января 1897 года во время финального этапа автопробега Марсель-Ницца участникам на скорости предстояло преодолеть крутой подъем. В истории автогонок такое случилось впервые. Быстрее всех взобраться на кручу удалось паромобилю DeDion-Bouton, которым управлял гонщик Пари.

1 февраля 1931 года при московском заводе АМО открылся BTУ3, целью которого была подготовка специалистов-автомобилестроителей с высшим образованием.

Первым человеком, который решил застраховать свой автомобиль, стал американец Труман Дж. Мартин. 1 февраля 1898 года он за 11 с небольшим долларов купил полис в страховой компании Travelers Insurance Company из Коннектикута. Достоверно неизвестно, получил ли Мартин выплаты по этому полису, но в случае полной утраты транспортного средства, компания обязалась возместить ему сумму в 5 тысяч долларов.

2 февраля 1923 года придорожная бензоколонка Уильяма Талбота в Дейтоне (штат Огайо) начала продажу бензина с добавлением тетраэтилсвинца (ТЭС) – жидкости, имеющие антидетонационные свойства. Этилированный бензин разработал ученый Томас Мидгли из исследовательского центра General Motors. За семь лет кропотливой работы ученые испробовали 33 тысячи различных добавок. В 1924 году химический концерн DuPont и General Motors образовали Корпорацию этилированного бензина для производства и продажи новой разновидности топлива.

Добавка тетраэтилсвинца позволила увеличить октановое число бензина, однако ТЭС высокотоксичен, и его пары, попав через легкие в организм, вызывают серьезное отравление. Заболел в том числе и изобретатель этилированного бензина Мидгли. Именно поэтому производство и продажа этилированного бензина в Европейском Союзе запрещено с 1 января 2000 года, а в России – с 1 января 2003 года.

3 февраля 1951 года умер немецкий автоконструктор Август Хорьх . Сегодня всему миру известен латинский вариант фамилии Хорьха – Audi («слушай»). На латынь свою фамилию немцу пришлось перевести из-за разногласий с партнерами по фирме Horch Automobil-Werke GmbH.

3 февраля 1948 года Cadillac выпустил первый автомобиль с декоративными хвостовыми «плавниками» на задних крыльях. Этот элемент дизайна был навеян обликом самолета-истребителя Р-38 Lightning. В 50-х годах американская автопромышленность произвела большое количество машин так называемого «плавникового стиля», в том числе Ford Crown Victoria и Mercury Montclair 1955 года и Plymouth Fury 1958 года.

К середине 50-х «плавники» встречались почти на всех марках – Ford, Mercury, Chrysler, Dodge, Plymouth. Они увеличивались в размерах и стали главной отличительной чертой американского автомобиля 50-х – огромного и роскошного.

Но уже в 1959 году продажи автомобилей с «плавниками» упали. Последним ярким представителем стиля стал Cadillac Fleetwood 1959 года. «Доджи» сохранили плавники до 1960 года, на «крайслерах» они оставались до 1961 года.

На излете «плавникового стиля» в США его подхватили в СССР – воплощением стала представительская «Чайка» , которая продлила жизнь «плавникам» до начала 80-х годов.

4 февраля 1913 года Луис Генри Перлман из Нью-Йорка получил патент на съемную покрышку. До этого времени, чтобы сменить шину, приходилось снимать колесо.

5 февраля 1952 года, там же в Нью-Йорке, на светофорах появились специальная секция для пешеходов с надписью «don’t walk» (остановитесь). Предупреждение пешеходам появилось в связи возросшим количеством ДТП с их участием на Манхеттене.

5 февраля 1878 года в Париже, в семье выходца из Голландии ювелира Леей Бернара Ситроена родился сын Андре Гюстав, в 1919 году основавший фирму Societe anonime Andre Citroen.

23 января 1903 года ( 5 февраля – по новому стилю) в Томске родился конструктор автомобильной и бронетанковой техники Виталий Андреевич Грачев.

Молодой Грачев служил техником в авиационных частях, затем работал киномехаником, окончил несколько курсов Томского технологического института, однако был изгнан оттуда за непролетарское происхождение. Он так никогда и не получил высшего образования.

В декабре 1931 он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автозавода. В 1936, за рулем самостоятельно разработанной машины «ГАЗ-АААА» участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробег. В 1937 под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой «Волге»), на базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль и два бронеавтомобиля.

В 1938—1939 проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой «Эмки»), который до наших дней так и остался непревзойденным по динамике и проходимости для машин этого класса.

В 1941-1944 под его руководством были разработаны армейский джип ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67, а также колесная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колесной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944, где им был создан армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.

С 1951 — заместитель главного конструктора и с 1954 главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортеры БТР-152А, БТР-152Б, средние колесные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе. В мае 1975-го им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью — машины комплекса «490» — «Синие птицы».

За разработку бронеавтомобиля БА-64 и трехосной амфибии ДАЗ-485 Грачев удостоен звания лауреата Сталинской премии (1942, 1951).



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.