Автомобили Великой Отечественной войны — Энциклопедия на АвтоПортале


Автомобили Великой Отечественной войны — Энциклопедия на АвтоПортале

 

Борьба на фронтах Второй Мировой шла не только между народами, но и между машинами. В материале мы расскажем о легковых автомобилях Великой Отечественной, которые бок о бок с людьми сражались с врагом.

 

Основной задачей автомобилей на войне была перевозка грузов. По объемам перевозок они соперничали с железной дорогой, а по маневренности и проходимости — превосходили ее. Тем не менее, легковые автомобили тоже занимали видное место на фронтах.

Автопарк Советского Союза военного периода состоял в основном из автомобилей марок ГАЗ и ЗиС. Завод ЗиС во время войны был эвакуирован в Ульяновск, где под навесом, без капитальных стен, при любой погоде велась сборка автомобилей. Горьковский автозавод был полностью разрушен, но восстановлен и продолжил производство.

Выпущенные заводами автомобили были просты в изготовлении, надежны, ремонтопригодны.

Кроме отечественных автомобилей, в Советский Союз производились поставки машинокомплектов и машин по ленд-лизу из США, Канады, Великобритании. Автомобили из машинокомплектов собирали на заводах ГАЗ и ЗиС, а также проводили сборку во временных цехах.

Из автомобилей по ленд-лизу в основном поставлялись грузовики и армейские тягачи, но были также легковые авто и вездеходы. Всего было поставлено около 50 000 легковых авто.

ГАЗ-М-1 («Эмка»). Серийно производился с 1936 по 1943 г. и пришел на смену ГАЗ-А. ГАЗ-М-1 был одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей.

В основе автомобиля — американская модель Ford Model B 1934 года (он же — немецкий Ford Rheinland), техническую документацию на которую передали Советскому Союзу в рамках договора о сотрудничестве. Тем не менее, советские инженеры внесли ряд кардинальных изменений: была переработана подвеска, заново спроектирована рама, использовались шины низкого давления. Двигатель также был адаптирован под детали, изготавливаемые в Советском Союзе.

Автомобиль имел цельнометаллический кузов, оснащался 50-сильным 3,2-литровым 4-цилиндровым мотором и 3-ступенчатой КПП. Максимальная скорость составляла 105 км/ч, а расход топлива — 14,5 л на 100 км. На базе ГАЗ-М-1 был создан целый ряд модификаций — такси, пикап, фаэтон.

БА-20 — легкий бронеавтомобиль, построенный на шасси ГАЗ-М-1 и использующий тот же двигатель (3,2 л, 50 л.с.). Серийно производился с 1936 по 1942 г. Вооружение автомобиля составлял один 7,62-мм пулемет ДТ.

Модель БА-21 оснащалась двумя пулеметами ДТ, а на модель ЛБ-23 устанавливали новый двигатель ГАЗ-11. БА-20 использовались также Германией, Румынией и Финляндией (сняты с вооружения только в 1957 г.).

ГАЗ-11-73. Модернизированная версия ГАЗ-М-1. Выпускалась в 1940-1941 и 1945-1948 гг., во время войны собиралась мелкосерийно. Модель отличалась измененной облицовкой радиатора и капотом.

На автомобиль устанавливали знаковый для советского автопрома 3,5-литровый 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 76 л.с. (на основе мотора Dodge D5). «Разогнанный» до 85 л.с. вариант такого мотора устанавливали на самолеты УТ-1, УТ-2, У-2 и Г-23бис, Г-25 и КСМ-1. Такой мотор устанавливали на суда, а, кроме того, спаренную модификацию — на танки и самоходные артиллерийские установки.

ГАЗ-61 — семейство легковых полноприводных автомобилей повышенной проходимости. Выпускались с 1941 по 1945 г. мелкими партиями. На автомобили устанавливали двигатель ГАЗ-11 (3,5 л, 76 л.с.), расход топлива составлял 17 л/100 км, максимальная скорость — 105 км/ч. В паре с двигателем работала 4-ступенчатая КПП от «полуторки» ГАЗ-АА.

Наиболее распространенная модификация ГАЗ-61-73 — полноприводный легковой автомобиль с кузовом седан (от ГАЗ-11-73) — во время войны использовался в качестве штабного авто. На ГАЗ-61-73 ездили Константин Рокоссовский, Георгий Жуков, Иван Конев.

Модификация ГАЗ-61-417 — легкий артиллерийский тягач — оснащался 57-миллиметровой противотанковой пушкой. Был также и пикап ГАЗ-61-415 с двухместной брезентовой кабиной.

ГАЗ-64 построен на укороченном шасси ГАЗ-61 и имеет полный привод. При изготовлении были использованы 50-сильный 3,2-литровый двигатель и 4-ступенчатая КПП от грузовика ГАЗ-ММ. Автомобиль выпускался с 1941 по 1943 г.

Не смотря на внешнее сходство с американским вездеходом Bantam BRC40, ГАЗ-64 ничего общего с ним не имеет — это самостоятельная разработка инженеров ГАЗ. Единственное техническое сходство — узкую колею — расширили при модернизации. Усовершенствованная модель получила название ГАЗ-67 и выпускалась с 1943 до 1953 г. (с 1944 г. — ГАЗ-67Б).

Автомобили использовались в качестве штабных, а также как тягачи для легких орудий и минометов. Существенными преимуществами ГАЗ-67 перед однотипными американскими авто были большая устойчивость (за счет широкой колеи), а также «всеядность» — ГАЗ-67  мог работать практически на любых сортах топлива и масла.

БА-64 — легкий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-64. Выпускался с 1942 по 1943 г. С 1943 по 1946 г. в серии была модификация с расширенной колеей — БА-64Б. Автомобиль был предназначен для разведывательных операций, его вооружение состояло из 7,62-мм пулемета ДТ-29, а экипаж — из двух человек. С 1944 г. на автомобиль стали устанавливать крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК.

На базе этого автомобиля выпускали также бронетранспортер для шестерых пехотинцев (БА-64Е), бронедрезину (БА-64В и БА-64Г) и полугусенечный снегоход (БА-643).

ЗиС-101 использовался для передвижения высокого начальства. Автомобиль выпускали с 1936 по 1941 г. В 1933 г. завод «Красный Путиловец» выпустил 6 экземпляров автомобиля «Ленинград-1» (Л-1) — практически точной копии Buick-32-90. В связи с недостаточным опытом инженеров завода, а также переориентацией производства на танки Т-28, доработку и производство автомобиля поручили заводу ЗиС.

Автомобиль приводил в движение верхнеклапанный 8-цилиндровый мотор объемом 5,75 л и мощностью 110 л.с., который обеспечивал максимальную скорость в 115 км/ч.

Bantam BRC40 — армейский автомобиль повышенной проходимости фирмы American Bantam. Появился в результате реализации заказа американской армии на разработку нового полноприводного автомобиля. В Советский Союз поставлялся летом 1941 г.

WillysMB — представляет собой доработанную версию Bantam BRC40. В рамках программы военной мобилизации, чертежи Bantam BRC40 были переданы фирме Willys-Overland, а затем — Ford Motor.

Так появились Willys MB и аналогичный ему Ford GPW.

В Советский Союз поставлялись с лета 1942 г. и использовались как командирские автомобили и тягачи для 45-миллиметровых противотанковых пушек. На автомобиль устанавливали 2,2-литровый двигатель мощностью 60 л.с. в паре с 3-ступенчатой МКПП. Максимальная скорость составляла 104 км/ч, расход топлива — 12 л/100 км.

Ford GPA — амфибия на базе Ford GPW, выпускалась в 1942-1943 гг.

Dodge WC-51 — тяжелый внедорожник (по иной классификации — легкий грузовик). Использовался в качестве штабной машины (WC-53, -55, -56), тягача, на него мог быть установлен крупнокалиберный пулемет или 37-миллиметровая пушка.

ЗиС-21 и ГАЗ-42 особенно выделяются из списка автомобилей. Это газогенераторные автомобили, которые в основном эксплуатировались в тылу. В качестве топлива на этих автомобилях использовались древесные чурки строго определенного размера и влажности. Для обеспечения таких автомобилей топливом были построены целые комбинаты. ЗиС-21 развивал скорость до 60 км/ч и имел грузоподъемность в 2,4 т. ГАЗ-42 развивал скорость до 50 км/ч и мог перевозить до 1,2 т. Расход топлива составлял 50-55 кг на 100 км.

Модернизация двигателя ГАЗ-11 (разработанного на основе мотора Dodge D5 в конце 30-х гг.) продолжалась на протяжении 50 лет. Двигатель ГАЗ-52, являющийся прямым потомком ГАЗ-11, устанавливался на грузовую линейку автомобилей ГАЗ до самого недавнего времени.В Советский Союз поступали грузовые и легковые автомобили 50 моделей 26 американских, канадских и английских фирм.Двигатели американских автомобилей из-за высокой степени сжатия были чувствительны к качеству топлива. В то время, как советские авто могли передвигаться даже на бензинах прямой перегонки (с октановым числом 58), для американских авто требовался качественный 72-й бензин.Первый завод, производящий технику для ленд-лиза, заработал в Ираке в апреле-мае 1941 г. — до нападения Германии на Советский Союз.Доля ленд-лизовской техники в советском автопарке времен войны составляла 64%.За поставки по ленд-лизу Советская сторона (и ее правопреемник Россия) не расплатилась и по сей день.

Понравилась статья?

 

 

 

 

 

 

Vikipedija eto vobshe ne istochnik pravdivoi i obektvinoi informacii,tam do chjorta oshibok i netochnostei! Na nejo nelzja opiratsja kak na dostovernii istochnik!

 

 

 

 

 

Vsjo verno! oni nikogda za darom nichego ne davali,i nikto ne dajot! Kto eto bred vobshe dopuskaet do pechati a?

 

 

 

 

 

По-поводу нерасплатились полный бред.

 

 

 

 

 

См. Википедию: «В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — $674 млн. После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов.»

 

 

 

 

 

«За поставки по ленд-лизу Советская сторона (и ее правопреемник Россия) не расплатилась и по сей день. » историю почитайте, — Советский союз расплачивался золотом за каравны ленд-лиза, за бесплатно никто не поставлял. Часть золота была потоплене во время переправки в Англию и США.

 

 

 

 

 

кстати германия с нами нерасплатилась!

 

 

 

 

 



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.