Автомобильный прадед отметил юбилей — КУЛЬТУРА


Автомобильный прадед отметил юбилей — КУЛЬТУРА

В Москве прошла 18-я выставка автомобильного антиквариата «Олдтаймер-Галерея». Организаторам выставки удалось собрать в одном зале более двухсот легендарных автомобилей из разных стран. Сегодня каждый из них, без сомнения, можно назвать шедевром технической культуры XX века. Основными участниками выставки стали многочисленные клубы любителей автомобильной истории из разных городов России.

Главные события нынешнего «Олдтаймера» — три важнейшие в автомобильной истории юбилея: 125-летие со дня изобретения автомобиля, 125-летие компании Bosh, чья история неразрывно связана с автомобилем и 115-летие создания первого российского автомобиля.

Главным юбиляром выставки, с которого ведет свою историю все автомобильное племя планеты, стал трехколесный «моторваген» Benz Patent-Motorwagen. Заявку на патент на это чудо техники Карл Бенц подал 29 января 1886 года. Прадедушка всех современных автомобилей больше походил на гибрид открытой кареты и трехколесного велосипеда, чем на автомашину. Однако именно с этого экземпляра и берет начало мировая история автомобиля.

Практически одновременно с Карлом Бенцем другой немецкий изобретатель — Готлиб Даймлер — разработал свой первый четырехколесный автомобиль. Таким образом, отцы-основатели нынешнего концерна Daimler AG и его марки Mercedes-Benz независимо друг от друга заложили основу для появления всех современных автомобилей.

В России рождение первого отечественного автомобиля состоялось десятилетие спустя. Сконструированный тогда россиянами Яковлевым и Фрезе «самодвижущийся экипаж», воссозданный современными энтузиастами в XXI в., красовался неподалеку от своего немецкого собрата. Примечательно, что не сохранившийся до наших дней автомобиль Яковлева и Фрезе был воспроизведен по единственной фотографии с Нижегородской выставки 1896 г., где он был представлен в качестве экспоната. О технических данных оригинала известно немного. Предположительно, масса машины составляла около 300 кг, мощность двигателя – 2л/с, а максимальная скорость – 20 верст в час. Машина имела две передачи для движения вперед. Полностью работоспособная копия (в ходе выставки автомобиль не раз заводили) обладает схожими характеристиками. Подобно моторвагену Бенца, российская машина имеет кузов экипажного типа. Правда колес у автомобиля Яковлева и Фрезе уже четыре.

К числу наиболее ярких экспонатов «Олдтаймера» также можно отнести Horch 951А (ныне эта марка носит название «Audi») 1939 года. Внешний облик этого, выполненного по специальному заказу, кабриолета поражает красотой и величием. Переднюю часть автомобиля украшают огромные хромированные фары и пара звуковых сигналов. Под капотом Horch 951А располагается мощная 120-сильная «восьмерка». К слову сказать, на похожем автомобиле данной марки передвигался всеми любимый главный герой фильма «Семнадцать мгновений весны».

Особый интерес для знатоков представляла модель спорткара Opel GT. Компания Opel растиражировала ее в количестве 100000 штук, впервые сделав спортивный автомобиль массовым и доступным для небогатых покупателей.

Что же касается авто из разряда «для изысканных особ», то здесь не могло быть равных Rolls-Royce Corniche. В 1971 году этот автомобиль появился как вариант знаменитой модели Silver Shadow с кузовами кабриолет и купе. На автомобиль устанавливалась V-образная «восьмерка» рабочим объемом 6,8 литра. Как и на всех других машинах Rolls-Royce, точная мощность этого двигателя производителем не раскрывается. В графе «мощность» в техническом паспорте автомобилей Rolls-Royce на протяжении многих лет ставится запись «достаточная». Стоит заметить, что за все время существования этих автомобилей никто из их владельцев так и не смог опровергнуть выстроенной производителем догмы. Мощности Rolls-Royce действительно хватало всегда.

Из наиболее интересных авто отечественного производства, выставленных на «Олдтаймере», прежде всего нужно отметить машины Горьковского автозавода. ГАЗ-61-73 1940 — один из наиболее редких советских полноприводных автомобилей, предназначавшихся для высшего командного состава Красной Армии. Сегодня такой автомобиль мог бы быть отнесен к классу SAV, то есть, к серийным комфортабельным внедорожникам. По своей проходимости он существенно превосходил легендарный американский Willys, поставлявшийся в СССР в годы войны по ленд-лизу. Машина без труда преодолевала подъем в 38 градусов, могла подняться по пешеходной лестнице и форсировать брод глубиной до 720 миллиметров. На выставке был представлен автомобиль, ранее принадлежавший маршалу Коневу. Именно этому ГАЗ-61-73 довелось сняться в нескольких военно-исторических фильмах. Сегодня машина находится в состоянии реставрации, что, впрочем, не помешало ей занять место на выставочной площадке.

Прямым же конкурентом американскому Willys стал советский ГАЗ-67 1944 года. От американского собрата он отличался большей надежностью, добротностью изготовления и неприхотливостью в отношении используемого топлива. Имея 54-сильный двигатель, автомобиль развивал скорость до 90 км/ч и обладал высокой проходимостью.

Говоря о представленных на выставке уникальных экземплярах, нельзя не упомянуть о ЗИС-110П 1956 года. Выставленный в павильоне образец эксплуатировался самим первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Этот мощный полноприводный автомобиль был специально разработан для поездок советского лидера по труднодоступным сельскохозяйственным районам страны.

Помимо уникальных и специальных машин Горьковского автозавода, на «Олдтаймере» была представлена богатая коллекция массовых моделей, включая различные модификации «Побед» и «Волг». А особое тепло и умиление посетители выставки чувствовали, когда добирались в дальнюю часть павильона, где были выставлены сразу несколько легендарных «Запорожцев».



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.