Биржа + Авто


Биржа + Авто

Еще в июле 1938 года было выдано техническое задание на новое семейство полноприводных легковых машин ГАЗ-61, базировавшихся на стандартной “эмке” и предназначавшихся прежде всего для нужд армии. Это семейство включало автомобиль ГАЗ-61-73 с кузовом типа седан, фаэтон ГАЗ-61-40 и пикап ГАЗ-61-415. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Горьковский автозавод вплотную занялся постановкой ГАЗ-61 на конвейер.

Проходимость “61-х” была чрезвычайно высокой. По данному показателю эти машины, как известно, значительно превосходили даже американские джипы “Виллис” и “Бантам”, поставлявшиеся впоследствии в СССР по ленд-лизу. Например, ГАЗ-61-40 преодолевал брод глубиной до 0,82 м и снег глубиной более 0,4 м, а на песчаной почве брал 15-градусный подъем с места и 30-градусный с хода. Но по ряду причин завод так и не смог освоить массовый выпуск нового семейства — вместо него пришлось строить джипы ГАЗ-64 и ГАЗ-67. После войны на смену им пришел “Труженик” — автомобиль ГАЗ-69 с отличными ходовыми качествами, но, увы, лишь с тентованным кузовом. Да и продержался ГАЗ-69, или “козлик”, на конвейере Горьковского автозавода лишь несколько лет, после чего его производство было передано в Ульяновск.

Переезжая на новое “место жительства”, “69-й” оставил в Горьком своеобразное “потомство” — автомобиль ГАЗ-М72. Являя собой своеобразный симбиоз комфортабельной “Победы” и обладавшего исключительной проходимостью “козлика”, “М72” стал идеальным средством передвижения для работника сельского хозяйства — главного агронома либо председателя колхоза. Закрытый четырехдверный цельнометаллический несущий кузов этой машины, вне всякого сомнения, был куда более оправдан на селе, нежели брезентовая “нахлобучка” ГАЗ-69. К сожалению, выпуск ГАЗ-М72 был свернут уже в 1957 году, с окончанием производства “Победы”, и с переходом завода к массовому изготовлению “Волги” ветвь полноприводных машин ГАЗа не дала новых серийных “побегов”.

Впрочем, нельзя утверждать и то, что Горьковский автозавод вовсе не занимался темой “Волги”-вездехода. В конце концов, хорошие же традиции остались! И действительно, в конце 60-х годов в инициативном порядке на заводе на ходовую часть ГАЗ-69 поставили кузов “21-й” “Волги”. Впоследствии эта машина еще долго “мелькала” на улицах нашего города, хотя в то время ГАЗ-21 уже уступил место на конвейере принципиально новой модели — ГАЗ-24. А в первой половине семидесятых благодаря применению переднего моста и раздаточной коробки от только что освоенного производством УАЗ-469 все атрибуты полноприводного транспортного средства получил и ГАЗ-24.

Подобный автомобиль с колесной формулой 4х4 (а он, кстати, даже имел собственный индекс — ГАЗ-24-95, причем считается, что этот уникальный полноприводный автомобиль был выпущен в 1973 году в количестве пяти экземпляров), конечно же, вполне мог бы стать идеальным средством передвижения для того же председателя колхоза или секретаря райкома партии по вопросам сельского хозяйства в эпоху “развитого социализма”, да и в личное пользование такое авто продавать тоже было бы не грех. Но на горизонте появилась вазовская “Нива”, начало массового выпуска которой вмиг перечеркнуло все поползновения отечественных конструкторов — не секрет ведь, что тему легкового вездехода разрабатывали еще и на АЗЛК, и на “Ижмаше”…

С тех пор автозавод, кажется, больше не предпринимал попыток “скрестить” “Волгу” с заимствованной ходовой частью внедорожника. Ну а в начале 90-х эстафету у ГАЗа приняли небольшие местные тюнинговые фирмы, работающие по индивидуальным заказам. В частности, полноприводную “Волгу” с кузовом универсал предлагало в свое время потребителю известное нижегородское предприятие “Техносервис”, однако появление на рынке новых модификаций отечественных внедорожников УАЗ — весьма комфортабельных, с цельнометаллическим кузовом и современным двигателем — не способствовало более развитию данного направления. Впрочем, даже сегодня в нашем городе можно встретить и находящийся по сей день в строю подчеркнуто полноприводный ГАЗ-3102, и вездеход на базе ГАЗ-21, оставленный его последним владельцем уже несколько лет назад на стоянке возле стандартной пятиэтажки, — не будем забывать, что мы живем в Нижнем, на родине автомобиля “Волга”. Причем не простого, а с колесной формулой 4х4!



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.