Бронированный лимузин Иосифа Сталина опять в строю


Бронированный лимузин Иосифа Сталина опять в строю

 

«Сейчас поедем!» — пообещал мне механик в промасленном кожане образца середины прошлого века и, откинув тяжеленную крышку капота, нырнул в темноту моторного отсека. Через секунду я увидел, как громадная искра сантиметров пятнадцать длиной осветила лицо моего собеседника. «Все в порядке, работает!» — довольно улыбнулся он.

Двигатель глухо заурчал, и длинный автомобиль мягко и грузно двинулся с места. Этот раритет, изготовленный в 1950 году для генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина, и по сей день считается одним из самых защищенных автомобилей в мире. Стекла кажутся мутноватыми, как бы плохо вымытыми — все дело в чудовищной их толщине, которая достигает 75 мм. Под стать стеклам и толщина остальных частей кузова, стойки и двери поражают толщиной, а салон внутри оказывается значительно меньше по размеру, чем можно было бы ожидать, наблюдая автомобиль снаружи.

Внешне броневик Сталина «ЗИС-115» представлял точную копию «ЗИС-110». Только специалисты могли найти два отличия: фара-искатель и спецсигналы на переднем бампере. Эта маскировка была не случайной, Сталин никогда не пользовался одной и той же машиной, чередовались и номерные знаки, а перед выездом из Кремля обычно менялся и предварительно выбранный маршрут. Пятитонную махину тянул 160-сильный восьмицилиндровый двигатель, но скорость все равно едва достигала 100 км/час. В конструкции автомобиля была использована особая система бронирования – капсюльная. Это означало, что защиту обеспечивала единая оболочка из брони, а уже снаружи она была обшита панелями кузова. К тому же броню для «ЗИС-115» для проверки обстреливали на полигоне, и вмятины от пуль можно было увидеть на внутренней стороне металлических листов.

После смерти Сталина его автомобилем долго никто не пользовался, Хрущев предпочитал кабриолеты. В итоге машины раздарили лидерам стран социалистического лагеря. Описанный нами броневик достался генсеку ЦК компартии Венгрии Матиасу Ракоши. И вот недавно машина вернулась в Россию.

На выставке антиквариата были представлены и другие авто известных исторических персонажей: лимузин из гаража Леонида Брежнева, так называемый личный катер рейхсмаршала Германии Германа Геринга.

Катер представляет собой небольшое суденышко с зенитным пулеметом на баке. Геринг любил кататься на нем в период с 1938 по 1945 год. В 1945 году Гитлер обвинил Геринга в том, что тот не смог организовать противовоздушную оборону страны. 23 апреля рейхсмаршала арестовали по обвинению в государственной измене, 5 мая освободили, а уже 8-го – снова арестовали, но уже американцы. 15 октября 1946 года, за два часа до повешения по приговору Нюрнбергского трибунала, Герингу удалось принять яд, который не обнаружила охрана.

Интересно, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Геринг в последнем письме к жене утверждал, что через 50 — 60 лет по всей Германии будут стоять статуи в его память, а в каждом немецком доме появятся крошечные бюсты. Сложно сказать, как там насчет бюстов, но личный катер Геринга — обязательный участник практически всех последних московских выставок, так или иначе связанных с вопросами престижа или антиквариата.

Кстати, после войны Иосиф Сталин подарил этот катер академику Абраму Иоффе, основателю знаменитого питерского Физико-технического института. И только в 2005 году остатки катера были обнаружены на одной из лодочных стоянок, после чего он и был восстановлен.

И все-таки главные «герои» выставки – это, конечно же, автомобили. Самый древний – кадиллак 1909 года выпуска. Вообще олдтаймерами обычно называют автомобили, выпущенные до 1970 года, но в каждом конкретном случае в разряд раритетов тот или иной автомобиль попадает исходя из целого ряда обстоятельств. Так, в числе наиболее громких премьер выставки технического антиквариата этого года не только спортивный родстер 1912 года из коллекции монакского принца Ренье III, но и ГАЗ-61-73 1939 года, которым пользовался легендарный маршал Иван Конев, а также Mercedes-Benz 230 «самого» Штирлица.

К 16 часам последнего дня экспонаты начали с выставки разъезжаться, и это зрелище стоило многого. Подавляющее большинство – собственным ходом, но некоторым пришлось помогать руками. Павильон огласился ревом «доисторических» двигателей и наполнился запахами выхлопа и бензина. Внимание привлек практически бесшумно двигавшийся Citroen DS 1971 года, в свое время один из первых авто с бензиновым впрыском, обладавший к тому же непривычным и по сей день слегка шокирующим дизайном.

«Как аппарат?» — спросил я у хозяина. «Отличный! — улыбнулся тот. — В этом году в рамках международного ралли только по Германии проехал на нем 6 тысяч километров! А вы думали, мы только на выставки приезжаем?»

К выезду устремились и другие автомобили: огромный «правительственный» ЗИЛ-114 и знаменитая «Чайка», пожарная АМО-4, а следом – суперэлитарный Ролс-Ройс 1923 года выпуска. И только в углу павильона неторопливо собирал свои вещи владелец еще одного выставочного стенда. «Нам торопиться некуда, — пояснил он мне. — Мы представляем на этой выставке не антиквариат, а транспортные средства будущего – электромобили и электровелосипеды».

Оказывается, транспортные средства на электрической тяге давно уже пользуются популярностью в Москве, в месяц продается несколько десятков штук, основные покупатели – предприятия и садоводы. Максимальный пробег на одной зарядке этих авто достигает 100 км, а наивысшая скорость – 60 км/ч.

Вспомнилось, что когда-то, в конце ХIХ века, именно электромобилю прочили грандиозное будущее. Чтобы доказать обратное, Форд даже уговорил Эдисона, как наиболее влиятельного в мире изобретателя, выступить перед своими коллегами и учениками и объяснить им, что будущее электромобиля еще не наступило. И только после этого памятного собрания дела самодвижущихся колясок с двигателем внутреннего сгорания пошли в гору. И как знать, не уступи тогда Эдисон просьбе своего приятеля Форда, как выглядела бы сегодня «Олдтаймер-Галерея» в Москве? Воистину прав историк, утверждавший, что будущее – в руках предприимчивых людей, и только прошлое принадлежит коллекционерам.

 

 



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.