Chevrolet Niva и Renault Duster бампер к бамперу. Делаем ставки


Chevrolet Niva и Renault Duster бампер к бамперу. Делаем ставки

Грядущее противостояние представляется прямо-таки эпической битвой. Раньше на гегемонию Chevrolet Niva посягала лишь её прародительница, «старая «Нива», Lada 4×4, которая, в силу того, что «старая», выступает всё же в несколько в ином классе, где продукт более «заточен» под «рыбаков и охотников». Более того, вскоре старушка должна переехать на конвейер GM-AVTOVAZ, а значит превратиться из номинальной соперницы в однозначную соратницу. Но уже вот-вот на рынке должен появиться тот, кто способен всерьёз пошатнуть позиции полюбившейся россиянам Chevrolet Niva. «Не народился ещё тот добрый молодец…» Судя по всему, народился. Имя ему Renault Duster .

Там, где долгое время присутствует однозначный лидер, рано или поздно должен появиться достойный конкурент, который использует слабые стороны лидера для того, чтобы занять его место. Конкурент «Нивы» бьёт не просто по слабым местам. Он бьёт по болевым точкам.

Кто же он такой? Как ни покажется странным, корни у «Нивы» и «Дастера» схожие: обе платформы берут начало с малолитражных дорожных моделей. Chevrolet Niva «выросла» из ВАЗ-2121 «Нива» (теперь известной как упомянутая выше Lada 4×4), которая, в свою очередь, базировалась на агрегатах первых моделей ВАЗа, хотя и имела ряд оригинальных узлов. А Renault Duster построен на платформе популярного седанчика Logan, на ней же построен Nissan Note. То есть оба этих «проходимца» — производные от своих дорожных доноров. Но, несмотря на это, а также на то, что теперь они попадают в один ценовой сегмент бюджетных внедорожников, «рецепты приготовления» у «Нивы» и «Дастера» разнятся как небо и земля.

Долгое время в нашей стране и в частности в Тольятти считалось, что уникальные инженерные находки, сделанные при проектировании «Нивы» — это рецепт беспроигрышный. Никого не нужно убеждать в плюсах легендарного советского джипа, породившего целый класс компактных внедорожников с несущим кузовом. Доподлинно известно, что первое поколения Suzuki Vitara появилось именно под влиянием выхода на рынок «Нивы» (она весьма успешно продавалась по всему миру) и с пристальной оглядкой на технические решения, в неё заложенные. Однако это, как ни крути, дела давно минувших дней.

Как сказал поэт, горячее время ставит свою пробу. И теперь Шевроле Ниве предстоит принять бой. Многое говорит о том, что бой это будет трудный, и исход его для Chevrolet Niva пока не выглядит удачным. Может показаться, что краски излишне сгущены. Однако ваш покорный слуга относится к Chevrolet Niva с уважением, если не сказать с восхищением. Он помнит, как этот замечательный автомобиль, в ту пору ещё ВАЗ-2123, рождался в стенах НТЦ ВАЗа. Помнит, как первые сваренные кузова превращались в готовый продукт в Опытно-промышленном производстве. Много позднее автор этих строк с командой Carobka.ru весьма успешно принял участие в журналистском состязании, которое устроил нынешний производитель Niva, СП GM-AVTOVAZ, а вскоре после этого, также по приглашению производителя, проехал от проходной завода в Тольятти до озера Байкал — тоже, разумеется, на Niva. Но давайте отбросим воспоминания и сантименты и посмотрим фактам в лицо.

Итак, все мы понимаем, что платформа Chevrolet Niva стара как мир. Её можно улучшать по крупицам (чем успешно и занимаются на GM-AVTOVAZ) до бесконечности, но принципиально новым автомобиль это не сделает. Как не сделает его таковым и фейслифт за авторством Bertone. Платформа «Дастера» тоже не блещет новизной — мало того, что Duster под дочерним брендом Dacia уже долгое время производится в Румынии, так и саму платформу альянс Renault-Nissan эксплуатирует в хвост и в гриву не меньше десяти лет. Но преимущества у этой платформы есть.

Да, обе машины получились путём использования агрегатной базы дорожных моделей. Но ВАЗ-2101, от которой, по сути, идёт родословная Chevrolet Niva, был заднеприводным автомобилем родом из 60-х годов прошлого века. А Renault Logan – машина с идеологией недорогого переднеприводного автомобиля, которая окончательно сформировалась в мире к 1980 году, а в нашей стране — на десятилетие-полтора позже. Соответственно, между платформами нынешних конкурентов лежит как минимум двадцатилетняя пропасть, и это не может не сказываться.

Продольное расположение двигателя, наличие заднего моста и, как следствие, зависимой задней подвески — наследие заднеприводной платформы нынешней «Нивы». По большому счёту, полноприводным внедорожником «Ниву» когда-то сделала разработка привода передних колёс. Полный привод у неё — неотключаемый, постоянный, с понижающим рядом и блокировкой межосевого дифференциала. Он дал автомобилю выдающуюся проходимость, однако он же сделал автомобиль весьма прожорливым в городской среде. А целый ворох компромиссов, которые пришлось принять конструкторам при создании «Нивы», добавил тех шумов и вибраций, которые знакомы каждому, кто хоть раз ездил на «старой» Ниве». На Chevrolet Niva в ходе последних модернизаций специалистам GM-AVTOVAZ эти неприятные «родимые пятна» удалось вывести, но лишь отчасти.

В то же время, исходная «переднеприводность» платформы «Дастера» сообщает ему ряд бонусов в сравнении с «Нивой» — хоть и не убийственных для последней, но, думается, весьма существенных. Дело в том, что автомобильный мир за последние 40 лет сильно изменился. И то, чем можно было однозначно восхищаться, закрывая глаза на недочёты, теперь не кажется таким уж основополагающим, а недочёты так и лезут в глаза. У Renault Duster нет такой длинноходной энергоёмкой подвески, нет пониженного ряда передач и блокировки межосевого дифференциала — да что там, в начальных комплектациях он вообще переднеприводный. У него серьёзного внедорожного арсенала не может быть идеологически — это кроссовер, если не сказать «паркетник». Chevrolet Niva с лёгкостью «уделает» Renault Duster на любом сколько-нибудь серьёзном бездорожье, однако для многих покупателей это совершенно не важно.

Сегодня важно «не быть, а выглядеть». К тому же, «быть» у «Дастера» тоже получается — пусть не покорителем непролазного бурелома, зато современным автомобилем, который выглядит как покоритель. Это — рецепт успеха у современного покупателя. Поперечно расположенный мотор, передний привод, полузависимая балка в задней подвеске — Duster в базовой версии это всего лишь дорожный автомобиль с увеличенным дорожным просветом и внешностью бравого бойца. Но это хороший дорожный автомобиль, на котором при желании можно перемахнуть через сугроб или небольшую канаву. Причём желание это будет возникать редко — в силу того, что сугробов и канав (даже в России) стало несколько меньше с тех пор, когда «Нива» начала набирать популярность в мире, а центр потребительского спроса заметно сместился в города. И ведь не назовёшь «Дастер» совсем уж паркетным импотентом, ведь родственный Logan любят именно за неубиваемую подвеску, что для автомобиля с внешностью «проходимца» однозначный плюс. Тем более, что…

Тем более, что в ряде версий полный привод у «Дастера» есть. И конечно, он не является серьёзным джиперским инструментом, но он современен и для бюджетного кроссовера очень неплох. Он достался ему от Nissan X-trail и подключается с помощью электромагнитной муфты — автоматически при пробуксовке передних колёс или принудительно из салона автомобиля. Есть и «строго переднеприводный» режим «2х4». Муфта способна перебросить до 50% крутящего момента на заднюю ось. В полноприводном исполнении платформа лишается полузависимой балки в задней подвеске, которая становится независимой (типа МакФерсон, как передняя), что позволяет полноприводному «Дастеру» заработать ещё несколько очков — устойчивость и управляемость на твёрдых покрытиях будут у него гораздо лучше, чем у «Нивы» с бревном между задними колёсами, которое связано с кузовом через тягу царя Гороха… то есть через тягу Панара.

Это было бы ещё терпимо, если бы не «ахиллесова пята» Chevrolet Niva — двигатель. В нашей стране автомобилю прощается многое, если у него классный мотор. Но у «Нивы» с этим не заладилось с самого начала — ей, как известно достался бензиновый мотор 1.7 литра, также ведущий родословную из глубин генеалогического древа классических моделей АВТОВАЗа. Несмотря на то, что он существенно отличается от «первоисточника», его мощность даже безотносительно к «Ниве» не выглядит внушительно, а будучи соотнесённой с габаритами и массой автомобиля, а также задачами, которые с помощью этого автомобиля предполагается решать, и вовсе предстаёт даже не как вчерашний день, а как прошлый месяц автомобилестроения. В начале этого века делались попытки переломить ситуацию — была собрана партия машин с 2-литровым бензиновым мотором Opel, именовалось это мероприятие «проект FAM 1». Автомобиль с таким мотором ехал очень достойно, но в серию не пошёл, а версий почему так произошло, существует две: а) были проблемы с поставками таких моторов, в тот момент уходивших в историю б) отправленные дилерам машины с «большими» моторами продать так и не смогли, потому что сильно подросшая цена не понравилась покупателям.

Как бы там ни было, а ныне у «Нивы» всё тот же древний и совершенно не идущий ей двигатель, хотя и выполняющий нормы Euro 4. А выскочка Duster в самом бюджетном варианте козыряет мотором в 105 л.с. (У Нивы — 80) с расходом 7.5 л/100 км в смешанном цикле (У Нивы — 10.8!), а кроме того может комплектоваться двухлитровым бензиновым мотором (135 л.с., 8 л/100 км) и дизелем (90 л.с., 5.1 л/100 км). Во всех вариантах по параметрам энерговооружённости и экономичности Duster разбивает «Ниву» наголову. Вместо одной пятиступенчатой механической коробки (на Niva) Duster предлагает покупателям три — механические пяти- и шестиступки, а также 4-диапазонный «автомат».

Про и экстерьер и интерьер можно сказать коротко: отечественный потребитель не знал, что за эти деньги бывают автомобили более симпатичные, нежели Chevrolet Niva. Поймите правильно, у «Нивы» очень удачная внешность, позволяющая автомобилю выглядеть относительно свежо долгие годы, но внешность эта примелькалась, даже несмотря на недавний фейслифт. При этом Renault Duster смотрится здорово и даже дерзко, почти без скидок на «бюджетность», если прикрыть глаза на слегка торчащие «уши», то есть стопроцентно узнаваемые логановские двери. Да и интерьер, пусть без особого «изюма», но ладно собранный и эргономичный, даст фору нивовскому салону, где моральная старость соседствует с врождёнными дизайнерскими просчётами.

Приплюсуйте сюда отсутствие у Duster трансмиссионных визгов и интерьерных скрипов, и вы поймёте, что он отнимает у Niva как минимум две категории покупателей из целевой группы: а) женщин, любивших «Ниву» за высокую посадку, вместительность и серьёзный внешний вид, б) офисных работников, выезжающих на бездорожье от силы раз в год. На отечественной «Ниве» останутся, таким образом, «рыбаки и охотники», которым необходимо ежедневно вылавливать лосей и кабанов из бродов горных рек. А также спортсмены-джиперы и жители труднодоступных районов. В этом случае GM-AVTOVAZ распрощается с надеждой стать производителем современных автомобилей и окончательно сосредоточится на нише утилитарных транспортных средств.

До встречи на российском рынке сферы влияния у наших сегодняшних бойцов были очень различные. Niva, по большому счёту, является продуктом локальным, продающимся только в России и некоторых странах СНГ. Duster — детище международное, хоть и разработанное некогда в Румынии, но ныне имеющее куда более глобальный охват и глобальные же цели. А ведь не секрет, что чем выше объём выпуска и шире охват рынков, тем проще производителю играть с ценой на конкретном поле боя.

Полтора года назад прогноз цены на Renault Duster на российском рынке выглядел для руководства GM-AVTOVAZ ободряющим: 15 тысяч евро, даже при тогдашнем курсе (около 40 рублей за евро), выводили Duster из прямой конкуренции с Niva. Конечно, к конкуренции готовились в любом случае, однако такого сокрушительного удара от противника точно не ждали: реальная объявленная в начале декабря 2011 года цена на Renault Duster в базовой версии составила 449 тысяч рублей. К тому же в самом начале 2012 года Chevrolet Niva была вынуждена немного подорожать — до 444 тысяч за «базу».

Итак, сравним эти бюджетные версии. «Нива», по-прежнему непревзойдённая по внедорожным качествам, явно проигрывает по техническим характеристикам в целом в силу моральной старости компонентов, а также уступает c точки зрения дизайна. При этом по базовому оснащению заметна практически полная идентичность с «Дастером»: обе машины имеют тканевую обивку салона, стальные «штамповки» колёс, одну подушку безопасности. Но при более детальном рассмотрении комплектаций видно, что «Нива» — автомобиль более демократичный.

На Niva даже в самой богатой версии «GLC» нет аудиосистемы, присутствует только «полная аудиоподготовка». В Duster CD-MP3-аудиосистема возможна уже в базовой версии, но чтобы её получить, необходимо доплатить аж 16 тысяч рублей. С другой стороны, недавно «Ниву» начали оснащать новейшей ABS производства BOSCH, а на «Дастере» ABS дополнена системой AFU, она же BA или EBA, «брейк ассист», усилитель экстренного торможения.

Кондиционер — важная позиция. Chevrolet Niva с конциционером доступна за 473 тысячи рублей в комплектации «LC», это так называемая «норма с кондиционером». На Renault Duster в недорогой комплектации «Expression» вам поставят кондиционер только за доплату в 25 000 рублей, что в сумме потянет уже на 517 тысяч рублей, причем такой «Дастер» будет моноприводным, с приводом только на переднюю ось. Зато в такой комплектации по умолчанию будет стоять магнитола.

И хотя отсутствие некоторых вполне «бюджетных» вещей на дешёвых «Дастерах» слегка удивляет (например, в «базе» нет даже центрального замка с ДУ, который, разумеется, есть на базовой «Ниве»), в более высоком ценовом сегменте конкурентное преимущество Duster становится заметным: в люксовых версиях у него доступны такие опции, которые на «Ниву» невозможно заказать в принципе, ни за какие деньги — боковые подушки безопасности, бортовой компьютер , парктроник … За 665 тысяч рублей вы получите хорошо укомплектованный современный автомобиль с «автоматом» и 135-сильным 2-литровым мотором и с приводом на переднюю ось. Хотите полный привод при «полном фарше»? Ок, получите — та же комплектация, но на «механике» и в версии «4х4» — за 681 тысячу рублей. Кстати, АКПП возможна только в сочетании с передним приводом, самая доступная версия с «автоматом» стоит 566 000 рублей, «музыка» включена в цену, а кондиционер — за доплату в 25 000 рублей.

Сравнивать эти автомобили и выбирать, что тебе важнее, можно до бесконечности, но вот что очевидно: уже не слышно в адрес румыно-французско-японского детища едких шуточек (мол, то ли «дустер», то ли «пыльник» с дверями от «Логана»), а виден ажиотаж, активность в форумах, проводы обрыдлой «Нивы» на покой и отчётливые очереди на Duster.

Если принять во внимание всё вышесказанное, может показаться, что «Ниве» действительно предстоит уступить место более современному автомобилю. Уступить ввиду явного преимущества соперника. Однако на самом деле этого не произойдёт. По крайней мере, этого не произойдёт в одночасье, и у GM-AVTOVAZ появится некоторая возможность для манёвра. И вот почему.

Всё дело в объёмах выпуска. Именно огромные очереди на «Дастер» (по разным оценкам, от полугода до двух лет), порождённые сравнительно небольшим объёмом выпуска — это один из немногих факторов, который способен некоторое время удержать «Ниву» на плаву. Duster начали выпускать на подмосковном предприятии «Автофрамос», где уже производят Logan и Sandero. Эти модели продаются хорошо, и вряд ли стоит ожидать снижения объёмов их выпуска с целью нарастить количество производимых Duster. Собственно, всё упирается в мощности «Автофрамоса» (в сумме около 135 тысяч автомобилей в год), который в таких условиях вряд ли сможет произвести более 30 000 «Дастеров» за 2012 год. Напомним, GM-AVTOVAZ в 2011 году выпустил 58 000 «Нив», проектная мощность конвейера в Тольятти составляет 98 000 автомобилей в год, а программой развития предприятия предполагается довести эту цифру до 120 000.

От дефицита «Дастеров» выиграют официальные дилеры, которые будут предлагать машины с хорошим набором «допов», поднимающих цену автомобиля на добрую сотню тысяч рублей. К этому будет подталкивать и тот факт, что отнюдь не бюджетные версии Logan и Sandero уходят сейчас как горячие пирожки. По неподтверждённой информации, опубликованной на форуме www.club-renault4x4.ru, планируемая отгрузка «Дастеров» региональным дилерам составит всего 60-100 машин за весь 2012 год в один автосалон. Таким образом, в первые месяцы производства массовый и дешёвый Duster потребитель вряд ли дождётся. И вновь повернётся в сторону «Нивы». На неё очереди тоже есть, но куда менее внушительные.

И ведь у «Нивы» есть и другие козыри. Она, будучи продуктом «плоть от плоти» вазовским, сохранила главное — простоту конструкции и высокую ремонтопригодность. При этом надёжность этих машин в последние годы повысилась очень и очень значительно — говорю вам это как человек, пристально за этим следящий. Эти машины по-серьёзному ломаются редко, а ремонт их в сравнении с иномарками дёшев. А будет ли надёжен «Дастер» — вопрос пока открытый, взять хотя бы довольно сложную конструкцию задней подвески в полноприводном варианте. Иностранные производители «прокалывались» в России и на более простых вещах — вспомните историю с первыми Hyundai Solaris и их задними амортизаторами. Да и стоимость ТО у Duster будет наверняка «иномарочная». Глубокая локализация продукта на этом показателе вряд ли сильно скажется. Вполне вероятно, что вскоре после начала продаж «Дастера» (в начале марта 2012 года) между ним и «Нивой» установится устойчивый паритет, подобный тому, который существует сейчас между Lada Priora и Renault Logan.

Зачет автору! Хорошая статья! Наконец-то у Шнивы появится конкурент, а это двигатель прогресса! Надеюсь GM поставит новый более мощный мотор! Юзаю шевика с нуля 4 года, в целом машиной доволен в плане надежности, проходимости (рыбак, охотник), да и комфорт боле-менее нормальный. Понятно — движок слаб, но она не для гонок. По-моему Дастер всё же больше похож на паркетник, и база у него длинне на 30 см, но посмотрим как он покажет себя на российских дорогах. Если сравнивать полный фарш: Дастер 700, а Шнива 550 тыр — разница есть. Без вопросов плюсы Дастера — мощность и расход бензина манят (как Михалыча — красные труселя когда-то), но кто-то готов за них платить, а кто-то нет, а кто-то подождет реальных отзывов. Согласен с автором, что часть людей с шеви пересядет на рено, но для меня лично это пока темная лошадка, а поэтому пока искатаю еще одну шеви, а там посмотрим… _raizor__

был сегодня в 19:18 не вроде оно не плоха»нива». но ту цену которую ломят она не соответствует мыслям за наш русский авто .НУ рено Renault Duster похож на поркетник городской . И если я считаю если делать ставку на внедорожник то это будет лучше УАЗ потриот

Фотогалерея: Chevrolet Niva и Renault Duster бампер к бамперу. Делаем ставки

Новинок в начале этого года было (и ещё ожидается) предостаточно. В обзор попали и те авто, которые уже вышли на российский рынок, и те, которые собираются это сделать в ближайшее время. Подробнее



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.