Дороги победы маршала Жукова


Дороги победы маршала Жукова

Маршал Победы, Георгий Константинович Жуков, был кавалеристом. И это вам скажет не только тот, кто увлекается историей, но и любой житель Екатеринбурга, который видел памятник полководцу около штаба Центрального военного округа. При этом, мало кто знает то, на чем ездил прославленный маршал по дорогам войны, в какие переделки попадал и водил ли машины вообще. Ответы на все эти вопросы есть в книге Александра Николаевича Бучина «170 000 километров с Г. К. Жуковым», который все 4 года войны был личным шофером полководца. Воспоминания ветерана и легли в основу этой статьи.

Оказывается, даже сам шофер Жукова сомневается, водил ли тот автомобили. Надобности в этом не было, да и опасно было. Машины командиров были более заметны, поэтому любой снайпер первым делом старался поразить не водителя, а пассажира. Запрещение находиться за рулем принималось на уровне правительства. Оказывается Жуков и так нарушал запрет, садясь рядом с водителем, так как на этом месте должна была сидеть охрана. «Когда хотел, чтобы мы прибавили ходу, просто нажимал сапогом на мою правую ногу, находящуюся на педали газа. А если считал, что скорость следует снизить, командовал, как кавалерист: «Короче!», вспоминает Александр Бучин.

О чем шли разговоры в машине? Как вспоминает водитель, полководец обычно молчал. Да и вообще о военных делах в машине никто не беседовал, даже если вместе с Жуковым ехал кто-то из военачальников. Разговоры шли на бытовом уровне – о семье, о погоде, о дороге. «Ко мне маршал всегда очень вежливо обращался, хоть и на ты, но обязательно по имени-отчеству. А ведь было мне тогда немногим больше двадцати годков».

На чем ездил маршал Победы? Понятно, что никаких специально бронированных автомобилей тогда не было, и главным критерием для машины была ее скорость, надежность и проходимость. Первым был вездеход ГАЗ-61. Эта машина начала выходить на Горьковском автозаводе перед самой войной и на ней ездил весь высший генералитет. Кузов у машины был от «эмки», что придавало ей представительный вид, позволяя проезжать в любой ситуации. Правда, как вспоминает Александр Николаевич, была эта машина неудобной: зимой было холодно, а летом жарко. Печку заменяли тулупы и валенки, а летом у машины можно было открыть верхнюю часть кузова, но тогда вся пыль летела в салон. Иногда маршала, пока он не отряхнется, и не узнавали. Через пару лет водитель стал возить полководца на машинах противника. Первым стал семиместный вездеход марки «Хорьх». Мотор в 160 лошадей, отопление, антиобледенитель лобового и заднего стекол, полный привод. По бокам «Хорьха» были вспомогательные колеса, которые принимали на себя вес машины при движении по пересеченной местности. Такой автомобиль куда больше нравился маршалу и служил ему целых два года. Один раз, правда, как вспоминает Бучин, машина чуть их не погубила: «Чуть не угробились, когда «Хорьх» на полной скорости попал на обледеневший участок шоссе. Как уж я умудрился тогда выровнять крутанувшуюся по гололеду машину – до сих пор удивляюсь».

Историки говорят, что для повседневных фронтовых поездок у Жукова был огромный семиместный седан «Бьюик-90-лимитед» 1938 года выпуска, переданный в распоряжение командующего еще в 1942 году по приказу Молотова. А для поездок по Москве он пользовался роскошным лимузином «Паккард-180» 1940 года.

Когда машина выслужила свой срок, ее списали. Заменили «виллисом». Но он был неустойчивый и тряский, к тому же Жуков эту машину недолюбливал по личным причинам. По Румынии ездили на «Студебеккере», а по Москве на «Паккарде». С 1944 года и до самой победы Георгий Константинович передвигался на трофейном «Мерседесе-770 К». Как вспоминает шофер, это была чудо-машина: легкая в управлении, несмотря на 5,5 тонны веса, устойчивая. Скорость «Мерседеса» Жукова могла достигать 150 км/ч. Обычно он ездил на ней в сопровождении машины охраны, а не целой колонны, как иногда показывают это в фильмах. Кстати, об охране. Сам Жуков возил с собой лишь пистолет, зато, по правилам, в его машине у шофера должно было находиться противотанковое ружье. Только вот, в салон оно не убиралось, и торчало из окна. В итоге Жуков распорядился оставить ружье в части, стоявшей на танкоопасном направлении.

На подписание капитуляции Жуков поехал на 12 цилиндровом «Паккарде». Должен был быть на любимом «Мерседесе», но понял, что ехать на вражеской машине на такое мероприятие неуместно. Он сам вызвал машину для этого события из Москвы. На нем же он приехал, чтобы принять парад Победы. Вышел, сел на коня и отправился командовать самым выстраданным и заслуженным страной парадом. Таким и вошел в историю: кавалерист, командовавший пехотой.

Загрузка…



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.