GPMAN — мужская территория — ГАЗ 61-40


GPMAN — мужская территория — ГАЗ 61-40

ГАЗ 61-40 В июле 2009 года коллектив управления конструкторских и испытательных работ ОАО «ГАЗ» отметил свой 80-летний юбилей. В истории отечественного автомобилестроения конструкторская школа ГАЗа не раз оказывалась на высоте, предлагая автомобили с высокими техническими параметрами в сочетании с простотой конструкции, неприхотливостью в эксплуатации и высокой долговечностью. Сказанное, в полной мере относится к легким внедорожникам, созданными нижегородцами. Мы расскажем какими были первые полноприводные автомобили из Нижнего Новгорода.     Для такой страны как наша, с ее неразвитой сетью дорог и долгими месяцами ненастной погоды, когда весенняя или осенняя распутица делает непроезжими проселки, и обильные снегопады зимой вообще способны парализовать движение, вопрос о производстве автомобилей повышенной проходимости стоял всегда очень остро. Немудрено поэтому, что начиная с самого рождения ГАЗа, конструкторский отдел вынашивал планы работы по этой тематике.     Конструкторов торопили военные. Моторизация Красной Армии предусматривала ее снабжение лагковыми, командирскими, разведывательными автомобилями, в том числе и броневиками на шасси машин, выпускаемых серийно. Международная обстановка в 30-х годах осложнялась, и неизбежность войны требовала ускорения появления реальных конструкций.     Ведущим конструктором, на долю которого выпала задача разработки первых внедорожников, стал Виталий Андреевич Грачев, посвятивший в дальнейшем этому направлению всю свою жизнь. Несколько лет работая над трехосными вариантами автомобиля ГАЗ-М1, он хорошо уяснил, что легкий вездеход должен быть мощным и маневренным, простым в эксплуатации и технологичным.

ГАЗ 61-40 первый российский легковой полноприводной автомобиль.       Только в 1938 году на заводе появились условия рождения первого полноприводного автомобиля. В производстве был освоен шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11, который при литраже 3.48 л. развивал мощность от 76 до 85 л.с. Было закуплено оборудование для выпуска шариковых шарниров равных угловых скоростей для переднего ведущего моста. Базой для создания прототипа послужила «эмка» с открытым кузовом.     В конце июля 1938 года параметры будущего внедорожника были согласованы с Главным бронетанковым управлением Красной Армии (ГБТУ РККА), а в сентябре началось его проектирование. За рекордный срок, к январю 1939 года, вся документация была готова, и в апреле началась сборка первого образца. Таких темпов создания новых автомобилей в стране еще не знали.Поэтому 10 июня, когда окрашенные в синий цвет автомобиль ГАЗ-61-40 (такой индекс получила машина) выкатился из ворот эксперементального цеха, он с восхищением был встречен автозаводцами.

ГАЗ 61-40 на испытаниях, преодолевает подъем в 43 гр.       Первые испытания дали поразительные результаты. Хочу процитировать автомобильного историка, долгие годы изучавшего архивные материалы связанные с развитием конструкций автомобилей ГАЗ, Евгения Игнатьевича Прочко. Вот что он рассказал: «Благодаря приводу на все колеса, большому запасу мощности двигателя, увеличенным передаточным отношениям в трансмисии, покрышкам со специальным рисунком протектора и поднятой на 150 мм. раме автомобиль Газ-61-40 преодолевал на грунте такие подъемы, какие не были доступны не каждой гусеничной машине., до 43 градусов. Причем эта величина  ограничивалась поломками задних полуосей, а не тяговыми возможностями. На песке внедорожник брал подъем с места до 15 градусов, с хода — до 30, преодолевал брод (са снятым ремнем вентилятора) глубиной до 0.82 м.ров -шириной до 0.85-0.9 м. снег — глубиной более 0.4 м. ГАЗ-61-40 не застревал даже на размытых осенними дождями грунтовых дорогах и пашне, мог буксировать прицеп массой до 700 кг. уверенно переваливал через бревна диаметром 0.37 м. и даже залезал на дощатый 45-сантиметровый помост танцплощадки культбазы автозавода.

ГАЗ 61-40 легко преодолевает бревна диаметром 0.37 метра.

В последствии автомобиль неоднократно демонстрировал свои возможности, легко взбираясь на парадные лестницы знаменитого волжского откоса в Нижнем Новгороде и Речного вокзала в Москве.     Неудивительно, что в 1940 году ГАЗ-61-40 был показан на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве как один из лучших образцов отечественного автомобилестроения.     Конструкция автомобиля заимствовала многие компаненты, уже освоенные в производстве, и это облегчало запуск машины в серию. Практически оригинальными узлами были только передний ведущий мост и раздаточная коробка. Их связывал вал, представлявший собой доработанный карданный вал автомобиля ЗИС-101 с шарнирами на игольчатых подшипниках. Задний карданный вал был закрытым, двойным с промежуточным шарниром. Что бы обойтись без ряда понижающих передач в раздаточной коробке, вместо стандартной трехскоростной коробки ГАЗ-М1, была использована четырехступенчатая коробка грузовика ГАЗ-ММ  Небольшому улучшению подверглись тормоза с механическим приводом. Остальные агрегаты — кузов , 85 сильный двигатель, полуцентробежное сцепление, задний мост, электрооборудование, рулевое управление — были применены от модели Газ-11-40 открытой «эмки»с шестицилиндровым мотором. Новинку отличали так же высокая скорость (до 107 км/час) и комфортабельность ( автомобиль имел ориганальные удлинненные рессоры)

ГАЗ 61-73 внедорожный командирский автомобиль.   В истории нашей страны это была первая легковая машина с полным приводом на все колеса, которая производилась серийно.     Выпуск автомобилей начался в 1941 году. Причем крайне открытых машин, которых было выпущено меньше всего, собирали так же модели с закрытым кузовом (ГАЗ-61-73) и полугрузовые пикапы (ГАЗ-61-415) Осенью 1941 года из-за сложностей с поставками холоднокатанного листа, была выпущена партия пикапов с брезентовым верхом кабины (ГАЗ-61-417), которые использовались как тягачи для буксировки противотанковых пушек в битве под Москвой. Внедорожники ГАЗ-61-73 служили в качестве командирских автомобилей, и ими пользовалися Г.Жуков, И.Конев, К.Рокоссовский.     Недостаток всех этих автомобилей был в том, что для оснащения армии в достаточном количестве они были дороги. Для армии нужен был другой автомобиль: простой надежный и дешевый. И таким автомобилем стал ГАЗ 64, но это другая история…

 



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.