История АвтоВАЗ


История АвтоВАЗ

 

… В апреле 1966 года председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин выступил с докладом «Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 годы».

 

Волжский автомобильный завод («АвтоВАЗ») – крупнейшая российская автомобилестроительная компания. Официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» (Public Joint-Stock Company «AVTOVAZ»), ранее — «Волжское объединение по производству легковых автомобилей» (с 1971).

 

 

Марки легковых автомобилей, которые выпускались на «АвтоВАЗе» с 1970 года:

 

«Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока», «Приора».

 

 

Марки автомобилей, которые выпускаются в настоящее время: «Лада» («Лада Классик» семейство «Лада Самара II», семейство «Лада Приора», семейство «Лада-Калина», «Лада 4×4», «Лада Нива»).

 

 

Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АвтоВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай).

 

 

В Серпухове и Набережных Челнах (Россия) собирают модель «Ока» ВАЗ-1111.

 

 

Основное производство – город Тольятти, Самарская область.

 

 

 

 

Начало строительства – 1967 год.

 

 

Первые ВАЗ-2101 «Жигули» сошли с конвейера 19 апреля 1970 года.

 

 

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год, 2230 автомобилей в сутки, один автомобиль – каждые 22 секунды, 160 автомобилей в час.

 

Доля предприятия в валовом внутреннем продукте страны — около 1% (на 2009 год).

 

 

Помимо основных производственных структур в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

 

 

Председатель совета директоров компании (на ноябрь 2009 года) — Чемезов Сергей Викторович.

 

Президент и генеральный директор (на ноябрь 2009 года) — Комаров Игорь Анатольевич.

 

 

Одна из вершин Памира высотой 4800 метров носит название «Пик Волжского автомобильного завода» (рекорд достигнут летом 1968 года группой альпинистов- работников ВАЗа).

 

 

В 1974 году производственному объединению «АвтоВАЗ» присуждена международная премия (Италия) «За крупнейшее сооружение мира, ставшее символом эпохи».

 

 

В 1977 году группе архитекторов и строителей за разработку архитектурного комплекса «АвтоВАЗа» была присуждена Государственная премия СССР.

 

В 2005 году журнал «Global Finance» (Нью-Йорк, США) признал ОАО «АвтоВАЗ» лучшей российской компанией в области машиностроения.

 

 

История предприятия ОАО «АвтоВАЗ»

 

 

В апреле 1966 года председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин выступил с докладом «Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 годы». В этом докладе говорилось о необходимости нового автомобильного завода. А уже 4 мая был подписан протокол с итальянской фирмой FIAT «О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР».

 

 

Вскоре было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода.

 

Генеральным директором предприятия был назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Николаевич Поляков (1966-1975).

 

В Москве в помещениях Минавтопрома работала группа конструкторов ВАЗа — Л.Вихко, А.Зильперт, Г.Ляхов, водители-испытатели Р.Насретдинов, Б.Тимофеев, Л.Вайнштейн.

 

 

ЦК ВЛКСМ ВАЗ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

 

14 января 1967 года на месте будущего завода был вырыт первый ковш земли.

 

9 августа 1969 года вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Волжский автостроитель». А журнал «За рулем» объявил конкурс на лучшее название автомобиля «ВАЗ-2101». Всего было представлено 54 838 названий, среди них — Директивец, Фиалка, Лада, Руслан, Атаман, Искра, Аврора, Перворожец, Новорожец, Мемориал, Мадонна.

 

 

В январе 1970 года была выпущена первая пробная партия вазовских товарных знаков.

 

В период с 1967 по 1970 год на строительную площадку ВАЗа было доставлено 288 тысяч тонн металлопроката, 66 428 тонн газовых и сварных труб, 260 090 кубометров пиломатериалов, 826 700 тонн цемента, 1769 тысяч квадратных метров стекла, 1316 тысяч сборного железобетона, 69,1 тысяч квадратных метров пенопласта.

 

 

19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101.

 

В среднем собиралось 70 автомобилей в смену.

 

 

7 сентября 1970 года автомобилю Волжского завода было официально присвоено название «Жигули» и уже в октябре первые составы с машинами были отправлены в Москву.

 

 

В начале 1971 года автомобиль «Жигули» впервые выставлен на международном автомобильном салоне в г. Брюсселе (Бельгия), а летом началось создание фирменной сети ВАЗа по техническому обслуживанию автомобилей.

 

 

В 1972 году в Праге (Чехословакия) автолюбителями был создан «Жигули-клуб», где, в частности, читался курс лекций о правилах эксплуатации автомобиля, готовились и проводились выставки. В декабре был создан первый автомобиль ВАЗ-2103, на Пловдивской международной ярмарке (Болгария) этой модели была присуждена Золотая медаль.

 

 

В 1974 году начался выпуск автомобилей «Жигули» с правым расположением рулевого управления для водителей в Англии. В конце года на главном конвейере автозавода собраны первые серийные автомобили ВАЗ-21011.

 

В 1976 году была изготовлена первая опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-2121, а в 1977 собран первый автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» в корпусе 062 СКП.

 

 

22 декабря 2006 года было подписан контракт с канадской компанией Magna International о сотрудничестве в области разработки новой платформы автомобилей Lada и организации в Тольятти нового автосборочного завода.

 

 

Экономический кризис, который начался в 2008 году, негативно сказался на финансовой ситуации предприятия. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 миллиардов рублей.

 

 

30 марта 2009 года правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 миллиардов рублей, которые она в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу». Модельный ряд выпускаемых «АвтоВАЗом» автомобилей попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

 

 

«АвтоВАЗ» создал совместное предприятие GM-AvtoVAZ, где начался выпуск внедорожника Chevrolet Niva («Шевроле Нива»).

 

 

Модельный ряд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейство Lada Ока: ВАЗ-1111 («Ока»).

 

 

 

 

Основные производства

 

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера.

 

В состав производственных объектов «АвтоВАЗа» входят: производство ремонта и обслуживания оборудования, металлургическое производство, прессовое производство, сборочно-кузовное производство, механо-сборочное производство, производство пластмассовых изделий, корпус вспомогательных цехов, опытно-промышленное производство, участок окраски кузовов.

 

 

В 1986 году было принято решение о создании на Волжском Автозаводе отраслевого научно-технического центра. Он включает — инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств, полномасштабная аэродинамическая труба.

 

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (1986-1988).

 

 

7 сентября 2001 года был открыт технический музей предприятия, который сегодня представляет целый парк автомобильной и военной техники.

 

 

по материалам:

 

История предприятия: http://history.vaz.ru

 

 

 



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.