// Из истории


// Из истории

В развитии нефтяной промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов:

I ЭТАП — колодезная добыча нефти до 1871 года.

II ЭТАП — промышленная добыча нефти с применением механического способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной промышленности в 1920 году.

III ЭТАП — после национализации нефтяной промышленности в Советское время до открытия и ввода в разработку крупного морского месторождения Нефтяные камни (ныне Нефт дашлары) в 1950 году.

IV ЭТАП — с вводом в разработку месторождения Нефтяные камни в 1950 году (значительное расширение поисково-разведочных работ, открытие и ввод в разработку новых нефтегазовых месторождений в Каспийском море, интенсивное развитие инфраструктуры морской нефтегазодобычи) до подписания в 1994 году первого «Контракта века» с вовлечением иностранных инвестиций.

V ЭТАП — начинается с подписанием 20 сентября 1994 года первого крупного «Контракта века» по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) и вовлечением крупномасштабных иностранных инвестиций в нефтяную отрасль суверенного Азербайджана.

Нефтяная промышленность Азербайджана имеет 130-летнюю историю своего развития. Колодезная добыча нефти в Азербайджане была известна ещё в далекой древности.

По сведениям Приск Понтийского (V в.), Абу-Исхаг Истахри (VIII в.), Масуди (X в.), Олеария (XII в), Марко Поло (XIII-XIV в) и др. ещё до нашей эры нефть вывозили с Апшеронского п-ова в Иран, Ирак, Индию и другие страны.

По свидетельству Марко Поло уже в XIII веке на Апшеронском п-ове действовали многочисленные нефтяные колодцы и добытая из них нефть использовалась для освещения и лечения больных. В начале XIV века французский монах-миссионер Журден Каталани де Северак, побывавший в Азербайджане, в своих записях упоминает о добыче нефти в окрестностях Баку.

Ценные сведения о колодезной добыче нефти в Азербайджане содержатся в сообщениях путешественников XVI-XVII веков.

Английский торговый агент Джеффри Дюкет, побывавший в Азербайджане в XVI веке, пишет, что добываемое в окрестностях Баку черное масло, называемое «нафта» перевозят на мулах и ослах караванами по 400-500 за раз. В этих сообщениях также упоминается о добыче «белой нефти» в Сураханах.

Сообщения Д. Дюкета о перевозках нефти караванами из Баку свидетельствуют о значительной колодезной добыче нефти в XVI веке из месторождений Апшеронского полуострова.

По сведениям Амина Ахмед Рази (Иран, 1601 г.) в начале XVI века в окрестностях Баку было около 500 нефтяных колодцев, из которых добывали черную и белую нефть.

Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, врач по образованию и ученый, в качестве секретаря Шведского посольства, побывав в Азербайджане в 1683 году, посетил нефтяные месторождения Апшеронского п-ова в Балаханах, Раманах, Бинагадах и Сураханах. По сведениям Э. Кемпфера нефть из месторождений Апшеронского п-ова вывозили на вьючных животных, арбах и верблюдах в Баку и далее морем в страны Прикаспия — Иран, Среднюю Азию, Дагестан и «Черкесию» (Северный Кавказ).

Колодезная добыча нефти в Азербайджане продолжалась до 1871 года.

С 1871 года в Азербайджане началась промышленная добыча нефти на месторождениях Балаханы и Биби-Эйбат с применением механического способа бурения скважин. Первая скважина, пробуренная в 1871 году в Балаханах, давала 70 баррелей (10 тонн) нефти в сутки.

С развитием техники и технологии механического способа бурения скважин на Апшеронском п-ове один за другим открываются новые нефтяные месторождения (Бинагады, о. Артема, Сураханы и др.), увеличивается добыча нефти, начинается развитие инфраструктуры нефтяной отрасли, интенсивно развивается нефтепереработка, в Азербайджане формируется национальная буржуазия.

В начале 70-х годов XIX столетия правительство России отменило монополию на нефтедобычу в недавно аннексированном Азербайджане.

В 1872 году принимаются два законодательных акта, регулирующих отношения в нефтяной отрасли: это «Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов» и «Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов».

После принятия этих законов с 1872 года нефтяные промыслы начали продаваться частным лицам. Первые торги состоялись 31 декабря 1872 года, когда на продажу было выставлено 15 участков в Балаханах, 2 участка на Биби-Эйбате с общей стоимостью 2975 рублей. Согласно принятым законам неиспользуемые государственные земли передавались в аренду сроком на 24 года для разведки на нефть и эксплуатацию открытых залежей с условием ежегодной арендной платы в размере 10 рублей за одну десятину земли, равной 1.092 гектара. Право монопольного экспорта нефти, в соответствии с заключаемым договором, принадлежала арендатору. Арендатор имел право по своему усмотрению назначать цену на добытую нефть. По архивным данным чистая прибыль арендатора составляла 14-15% от проданной нефти. Если поисковые работы на нефть оказывались безуспешными, то арендатор имел право выкупить в собственность арендуемый участок или вернуть его государству, предварительно полностью очистив.

В те годы доля азербайджанского капитала в нефтяной отрасли была не так уж велика. На первых торгах в 1872 году местный капитал представляла лишь одна смешанная азербайджанская фирма (Г.З. Тагиева и др.) с долей участия на торгах всего лишь 0,1%. К концу 70-х годов XIX столетия несколько увеличился объем отечественного капитала в добыче нефти, который составил более 4%. Смешанные азербайджано-армянский и русско-азербайджанский капиталы в добыче нефти составляли вместе взятых около 10%. Из числа 135 владельцев нефтепромышленных предприятий в 1883 году было 17 азербайджанцев. К концу XIX столетия представители Азербайджана владели 49 предприятиями из 167, что составляло 29.3%. В период зарождения нефтяной промышленности Азербайджана существовало три основных источника отечественного капиталовложения: торговый, промышленный и чиновников государственного аппарата. Концентрация капитала шла и путем образования акционерных компаний. Первая акционерная компания — «Бакинское нефтяное общество» была создана в 1874 году.

В 1859 году в Баку был построен первый нефтеперегонный (керосиновый) завод. В 1867 году здесь действовали уже 15 таких заводов. После отмены в 1876 году акцизного налога на нефтепродукты стали строиться новые заводы и внедряться новая технология, позволившая получать новые виды продуктов переработки. Так, в 1876 и 1881 годах были построены два новых завода по производству смазочных масел.

В начале 70-х годов представителям азербайджанского капитала принадлежало 25 из 46 небольших предприятий по производству керосина. В 1883 году из 100 производителей керосина в Баку 21 были азербайджанцы. С этого года бакинский керосин начали вывозить за границу.

В 1878 году был построен первый промысловый нефтепровод, протяженностью 12 км, соединивший Балаханское месторождение с нефтеперерабатывающим заводом в Баку. К концу 1898 года общая протяженность промысловых нефтепроводов, соединивших нефтяные промыслы с нефтеперерабатывающими заводами в Баку, составляла 230 км с суммарной производительностью 1 млн. тонн нефти.

Начиная с 70-х годов XIX столетия в Баку произошел невиданный в то время экономический взлет.

В городе был создан мощный промышленный потенциал, были открыты сотни крупных и мелких фирм по добыче, переработке и торговле нефтью. Баку превращается в один из финансовых центров мира. В 1873 году Роберт Нобель, швед по происхождению, посетивший Кавказ (в поисках древесины для оружейной фабрики братьев Нобель в г. Ижевске в Сибири) застал «нефтяную лихорадку» в Баку и вложил 25000 рублей на приобретение небольшого керосинового завода.

Спустя несколько лет в 1876 году братья Нобель организовывают в Баку нефтяную компанию по добыче и переработке нефти, впоследствии ставшей самой крупной нефтяной компанией в России, которая полностью вытеснила с российского рынка рокфеллерскую компанию «Стандарт Ойл». Братьям Нобель принадлежали нефтедобывающие промыслы, десятки нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивные танкера, баржи, железные дороги, гостиницы и др.

К 80-му году XIX столетия в Баку было построено 200 небольших нефтеперегонных заводов (установок), значительная часть которых принадлежала братьям Нобель.

Образцы нефтяных продуктов бакинских заводов демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1878 г.), Брюсселе (1880 г.), Лондоне (1881 г.) и получили высaокие оценки экспертов.

В те годы братьями Нобель был построен впервые в мире нефтеналивной танкер в Каспийском море.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.