«Катюша» пела по-горьковски


«Катюша» пела по-горьковски

Да, город наш не был фронтовым или прифронтовым. Он считался тылом, но это был такой тыл, без которого на передовых боевых рубежах воевать было бы просто нечем: 40 процентов боевой техники и вооружения давал фронту промышленный город Горький.

Один из главных поставщиков вооружения и техники — знаменитый автомобильный завод, в 1941  году отметивший свое десятилетие. В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. Уже в первые месяцы войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск джипов ГАЗ-64 и легких танков Т-60. Весной 1942 года на конвейер встал легкий бронеавтомобиль БА-64 на базе джипа ГАЗ-64. В 1943 году были освоены модернизированный (с уширенной колеей) бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси джип ГАЗ-67, а также легкий танк Т-80.

В начале 1944 года было начато производство легкого танка Т-80, но затем его производство свернули в пользу выпуска самоходных установок СУ-76 и позже СУ-76ММ, необходимых для противотанковой артиллерии. Кроме того, был освоен модернизированный джип ГАЗ-67Б, выпускавшийся и после войны. Помимо всего прочего, ГАЗ массово выпускал двигатели, минометы и иную продукцию военного назначения. Ведущую роль в конструировании советских автомобилей повышенной проходимости сыграл конструктор Виталий Андреевич Грачев, удостоенный за создание броневика БА-64 Сталинской премии в 1942 году.

За годы войны на Горьковском автозаводе было выпущено 176 221 автомобилей (включая сборку из ленд-лизовских комплектов грузовиков Ford G8N и ChevroletG7107), около 12 тыс. танков, более 9 тыс. самоходных установок, 24 тыс. минометов, 232 тыс. автомобильных моторов, 30 тыс. снарядов для ракетной установки «катюша». Снаряды для «катюши» выпускали и в Сормове.

«Выходила на берег «Катюша», давая жару врагам и сокрушая их живую силу и технику, и пела, по-горьковски окая: «Мир вашему дому». Не суйся, мол, куда не надо, супостат, не мешай спокойно жить людям Страны Советов.

Не нравилась эта песня фашистам, доставалось тыловому городу-труженику от вражеской авиации горького до слез. В 1943 году только за месяц (с 4 по 22 июня) германские летчики бомбили ГАЗ семь раз. Серьезные разрушения получили 50 корпусов и зданий, прервалось поточное производство. Один из вражеских налетов был такой силы и мощи, столько беды натворил, что старые автозаводцы до сих пор вспоминают его. Людей тогда погибло много, кровь текла по проезжей части проспекта Октября, куски разорванных снарядами тел свисали с деревьев и электрических проводов. Такой вот он был, огневой тыл.

Но автозаводцы, вопреки надеждам гитлеровцев, восстановили разбомбленные цеха. 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 12 — 19 часов в сутки, поставили на ноги завод за 100 дней. Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трехосного грузовика ГАЗ-ААА. Выдающимися конструкторами-новаторами в создании боевой техники показали себя А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачев, А. М. Кригер, Л. В. Касаткин, Ю. Н. Сорочкин, В. К. Рубцов. Правительство СССР высоко оценило труд автозаводцев в годы войны. Завод был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

По теме:

 



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.