Ко Дню Победы: какие автомобили помогли выиграть войну


Ко Дню Победы: какие автомобили помогли выиграть войну

Розмістив Валентина Зайченко // 06.05.2011 11:57 // Коментарів нема

Вторую Мировую войну характеризуют как войну моторов. Издание auto.tochka.net разбирается, какую технику использовали два главных противника.

«Полуторка» ГАЗ-АА — самая знаменитая «рабочая лошадка», заслужившая любовь фронтовиков за простоту и неприхотливость. По своей сути, это модернизированная версия купленного в 20-х годах производства по выпуску грузовичков «Форд-АА».

С началом военных действий появилась упрощенная модификация ГАЗ-ММ-В, которая отличалась отсутствием боковых дверей (их заменяли брезентовые скатки), крыльями, согнутыми из кровельного железа, отсутствием тормозов на передних колесах, одной фарой головного света и одним откидным бортом.

«Полуторка» была универсальным шасси практически для любой спецтехники: 17-местный автобус ГАЗ-03-30, санитарный автомобиль ГАЗ-55, пожарный автомобиль ПМГ-1,  полугусеничная модификация с резинометаллической гусеницей ГАЗ-60.

Были и совсем экзотические версии, например, ГАЗ-42 — газогенераторная модификация, использовавшая в качестве топлива деревянные чурки. Были также газогенераторная версия на угле ГАЗ-43 и газобаллонная ГАЗ-44 — на сжиженном нефтяном газе.

«Трехтонка» ЗИС-5 — также имеет американские корни и ведет свою историю из 30-х годов. Конструкция грузовика ЗИС-5 была фактически заново создана конструкторами АМО-ЗИС. Основной упор при адаптации американской модели к отечественным условиям был сделан на упрощении конструкции, повышении ремонтопригодности, а также на увеличении грузоподъемности и проходимости.

Рядный, 6-цилиндровый мотор был форсирован с 60 до 73 л. с. Были реконструированы радиатор, карбюратор и воздушный фильтр, а также коробка передач, карданный вал, усилена конструкция рамы и мостов, увеличен дорожный просвет под картером заднего моста.

Низкооборотный мотор хорошо подходил для эксплуатации на бездорожье, а установка задних колес с развитыми грунтозацепами и цепей противоскольжения приближали его проходимость к полноприводным аналогам. Двигатель легко пускался на морозе и мог работать на любых низкосортных бензинах, а летом даже на керосине.

На базе ЗИС-5 было разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на конвейер.

«Эмка» ГАЗ-М1 — эта машина выпускалась в довоенный период с 1936 года по август 1941-го и была преимущественно служебным автомобилем. После свертывания производства ГАЗ-М1 собиралась еще некоторое время из уже произведенных деталей.

«Эмка» была создана на базе Ford-V8-40, и внешне от него ГАЗ-М1 отличается облицовкой и колёсами. Вместо мотора V8, устанавливался рядный четырехцилиндровый ГАЗ-М. Двигатель ГАЗ-М в дальнейшем стал монтироваться и на грузовиках ГАЗ-АА.

В военное время ГАЗ-М1 использовался как командирская машина. ГАЗ-АА и ГАЗ-М1 зарекомендовали себя как простые, надежные, неприхотливые в эксплуатации и несложные в ремонте автомобили, имевшие унификацию по деталям, узлам и агрегатам. В военных условиях эти качества были очень важны.

Появление полноприводного ГАЗ-61 стало первой пробой советских конструкторов создать легковой полноприводный автомобиль для нужд армии. Базой для нового армейского легкового автомобиля послужила добротная горьковская «эмка» ГАЗ-М1, обладавшая достаточно надежными и прочными агрегатами шасси.

Уже к началу 1938 года построили первые опытные образцы, получившие название ГАЗ-11-40, с новым мощным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11, открытым кузовом с брезентовым верхом (для южных районов) и вместительным багажником. Вместо трехскоростной «легковой» коробки передач использовали «грузовую» четырехскоростную от ГАЗ-АА с вдвое увеличенным силовым диапазоном, что позволило обойтись без демультипликатора.

Такого автомобиля страна Советов еще не знала. На шоссе с полной нагрузкой (500 кг) он развивал скорость до 107,5 км/ч, имея минимальный расход топлива 14 л на 100 км. Благодаря приводу на все колеса, большому запасу мощности двигателя, увеличенным передаточным отношениям в трансмиссии, покрышкам со специальным профилем и поднятой на 150 мм раме, новая «эмка» преодолевала на грунте подъемы до 43°.

На песке ГАЗ-61-40 брал подъем с места до 15°, с хода — до 30°, брод (со снятым ремнем вентилятора) — до 0,82 м, ров — шириной до 0,85-0,9 м, снег — глубиной более 0,4 м. Автомобиль не застревал даже на размытых осенними дождями грунтовых дорогах и пашне, мог буксировать прицеп весом до 700 кг, уверенно переваливал через бревно диаметром 0,37 м.

Основной моделью легкового вездехода для высшего командного состава Красной Армии стал ГАЗ-61-73 с закрытым кузовом от «Эмки». Упрощенные «пикапы» ГАЗ-61-417 использовались как тягачи для легких артсистем, в частности, в битве за Москву.

Потребность армии в подобных вездеходах была исключительно велика, однако уже в августе 41-го Горьковский автозавод остановил свой легковой конвейер: прекратились поставки холоднокатаного автомобильного листа для производства кузовов с южных металлургических заводов. Впоследствии, в 1942—1943 годах, завод периодически собирал небольшие партии ГАЗ-61-73.

Чрезвычайно высокая проходимость ГАЗ-61-73, значительно превосходившая таковую у появившихся у нас в 1942 году американских «виллиса» и «бантама», удобный закрытый кузов, отличная динамика, выносливость, неприхотливость — все это снискало автомобилю глубокое уважение фронтовиков. Такими машинами пользовались Маршал Советского Союза И. С. Конев,  К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный и другие видные советские военачальники.

Используя опыт создания полноприводной «Эмки» и взяв за образец американский Willys, на ГАЗе в 1941 году создали автомобиль повышенной проходимости с упрощенным кузовом. Назывался он ГАЗ-64 и был скомбинирован из узлов ГАЗ-М1, ГАЗ-ММ и ГАЗ-61.

ГАЗ-64 выделялся оригинальной зависимой подвеской передних колес на четырех продольных четвертьэллиптических рессорах. В приводе передних колес применялись шариковые шарниры равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс».

В 1942 году автомобиль основательно модернизировали для улучшения поперечной устойчивости, колею колес расширили с 1250 до 1440 мм, увеличили мощность двигателя, изменили кузов. Эта новая машина — ГАЗ-67 (с 1944 года — ГАЗ-67Б), как и ГАЗ-64, использовалась для разведки, связи, могла буксировать легкую пушку. На базе ее агрегатов выпускались бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б.

Первыми легкими мотоциклами для курьерской службы, связистов и разведки стала копия немецкого DKW Luxus-300, выпускаемая на ленинградском заводе «Красный Октябрь» под названием Л-300. Такой же мотоцикл стали собирать и на Ижевском заводе под маркой ИЖ-7.

Вскоре в серийное производство пошел тяжелый мотоцикл с коляской, получивший название ПМЗ-А-750. В его основу легли двигатель американского Harley-Davidson и ходовая часть фирмы BMW. А в Таганроге стартовало производство другого тяжелого мотоцикла ТИЗ-АМ600. Его тоже можно назвать очередной вариацией «Харлея». Эти мотоциклы поставлялись исключительно в армию.

Накануне военных действий, в 1941 году, была готова техдокументация для производства копии лучшего немецкого тяжелого мотоцикла — БМВ-R71. Получив индекс М-72, мотоцикл попал на конвейер уже после начала военных действий и выпускался сразу на трех заводах: в Москве, Ленинграде и Харькове. М-72 заработал хорошую репутацию благодаря хорошо уравновешенному мотору, мягкой подвеске, высокой надежности и долговечности.

Хотя автопром СССР серьезно отставал в конструкторском плане от военной машины вермахта, в условиях фронта совершенство конструкции отступало на второй план, уступая простоте и ремонтопригодности.

Во фронтовых условиях длительность жизни боевой единицы совсем невелика. А вот возможность перебрать любой узел практически «на коленке», да еще и с помощью минимального перечня штатного инструмента, можно рассматривать как серьезный плюс. А прибавьте к этому неприхотливость и «всеядность» отечественной техники, и вы получите практически идеальный вариант транспортной единицы времен Второй Мировой войны.

Кроме того, свой немалый вклад в поддержание обороноспособности СССР, особенно в первые годы войны, внесли союзники, со своими «ленд-лизовскими» поставками техники, вооружения, одежды и продовольствия. Именно их «Студебеккеры» стали незаменимым шасси для легандарных «Катюш», а «Виллис» стал образцом армейской  легковушки на многие годы.

Ще матеріали:

Читайте також:

Знайшли помилку в тексті? Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.