ЛуАЗ — 967 ТПК


ЛуАЗ — 967 ТПК

Толчком к созданию внедорожника, возможно, послужила война в Корее 1949 – 53 -х годов, куда СССР поставлял военную технику. В качестве автомо­биля для эвакуации и пе­ревозки раненых, а также подвоза боеприпасов к ог­невым позициям использо­вали ГАЗ-69. Автомобиль для этого не очень подходил. Учтя это, советские военные вы­двинули конструкторам ряд требований по созданию сво­его транспортера переднего края (ТПК), среди которых было «умение плавать».
Создание ТПК поручили специалистам НАМИ – группе во главе с конструктором Б. М. Фиттерманом. Первый образец увидел свет в 1958 году. Прототип «Ого­нек», или НАМИ-049, со стеклопластиковым кузовом и двухтактным мотором Ирбитского мотоциклетного завода МД-65 мощностью 22 л. с. получился не совсем удачным. Кузов оказался сла­бым для военных условий. Мотор — маломощным, а под­веска не выдерживала десан­тирования с парашютом.
К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе мотора ВМW-600 был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 (первоначально — 27) л.с.. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины — простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Корпус машины — водонепроницаем, что обеспечило достаточный запас плавучести. Скорость на плаву — до 3-х км/ч.
Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними — спина к спине — сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. На внешний вид повлиял появившийся в 1960 году Gaflinger АР 700, созданный австрийской фир­мой Steyr-Push. Окончательный вариант получил название ЗАЗ (ЛуМЗ)-967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.
К разработке второго вари­анта подключили специалис­тов «АвтоЗАЗа”. Они создали свой вариант транспортера переднего края, и их детище в 1962 году был рекомендовано к серийному производству.
Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса — 950 кг, полная — 1350 кг. Дорожный просвет — 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом — 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг. При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие — 150-200 кгс, длина троса — 100 м.
На базе ТПК были созданы автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.

Модификации:
ЛуАЗ-967А — от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.
ЛуАЗ-967М — усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич. После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в которое некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался также под маркой ЗАЗ-967М. Спереди на автомобиле расположены глушитель и малогабаритная лебедка, имеющая электромагнитный привод. На дорогах с сухим и твердым грунтом автомобиль может быть использован для работы с одноосным прицепом, имеющим тяговосцепное устройство типа шкворень-петля.
Спереди и сзади кузова установлены ручки (скобы), используемые при буксировке и транспортировании автомобиля.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.