Об экологии Владикавказа


Об экологии Владикавказа

Северная Осетия-Алания не входит в двадцатку регионов России со сложной экологией, Владикавказ не входит в пятидесятку худших по экологии городов России, но тем не менее экологическую ситуацию в республике и столичном городе благополучной назвать трудно, вернее, невозможно.

Вот поэтому с позиций современных требований к экологии мне бы хотелocь обратить внимание на проблемы, которые уже были озвучены. Они известны руководству республики, горожанам, но никто не стремится к их устранению. Сразу оговорюсь, что совсем недавно на проблемы экологии обратили внимание первые лица России Медведев и Путин. Значит, действительно, не все благополучно.

Почти половина населения республики проживает в столичном городе, а поэтому здесь особо неблагополучно, свидетельство этому большое количество болеющих. Основание — экологическое неблагополучие с воздушным бассейном Владикавказа, не качественной продукцией питания, не все благополучно с питьевой водой, крайнее не благополучие с зеленым нарядом города.

По количеству дворников, убирающих улицы и площади города, у нас все соблюдено, есть необходимая техника и автотранспорт по вывозу мусора, но город при этом остается неухоженным. В чем дело?

Прежде всего, человеческий фактор жителей Владикавказа, которые не совсем экологически воспитаны. В чем это заключается?

В том, что многие домохозяйки не доносят пакеты с мусором до контейнеров, иные бросают их на проезжей части улиц, их находят собаки, которые в поисках остатков пищи рвут пакеты. Хуже, когда у урн, установленных на многих остановках трамвая и маршруток, масса мусора, а сами урны пусты. И еще хуже, когда в частном секторе, а он у нас значительный, жители не всегда спешат убирать прилегающие к их домам территории. Непростительно и то, что в окрестностях Владикавказа бурно растет сорная растительность, вызывающая болезни.

К числу экологических бед Владикавказа можно отнести слишком большое количество автозаправочных, многие из которых имеют просроченные емкости по срокам годности и утечка из них бензина пагубно влияет на наши подземные воды, которыми обеспечиваются питьевой водой жители равниной части республики. Это может обернуться эко логическим бедствием. Пример — Моздокский район, где отравлены подземные воды бензином.

Экологическая беда Владикавказа в крайне малой зелени, которая обогащает воздух кислородом. По имеющимся данным, на каждого жителя Владикавказа приходится в три раза меньше земли, чем этого требуют санитарные нормы. Что делать, как быть? Для решения этой проблемы в послевоенные годы на мочежинах и пустующих землях южной окраины Владикавказа были посажены сосны. Сегодня это замечательные леса, обеспечивающие Владикавказ кислородом. Подобная кар тина на Реданте, где созданы садоводческие товарищества, благодаря которым город, кроме плодoв и овощей, получает кислород. Хуже дело обстоит на северо-западе Владикавказа, где тоже были созданы садоводческие товарищества, которые почти полвека давали урожаи их хозяевам, а Владикавказу кислород.

К сожалению, решением местных властей частные сады были ликвидированы и земли отданы под строительство микрорайона «Вишневый сад» для зажиточной части владикавказцев. Конечно, жилье нужно, а как быть с экологией? Ведь теперь эта сторона Владикавказа оголена. И в этой связи следующее предложение.

Как бы ни были драгоценны пахотные земли на северо-западной и северной окраинах нашего города, здесь надо провести посадки деревьев шириной не менее 2-5 км. Это могут быть декоративные деревья, могут быть сады-огороды владикавказцев. Без таких посадок Владикавказ всегда будет задыхаться от жары. (От редакции: следует отметить что в этом году вдоль дороги, ведущей в станицу Архонскую, высажены хвойные деревья, которые стали украшением при въезде во Владикавказ.) Понятно, могут быть возражения. Как пахотные земли отдавать под посадки деревьев, ведь всем известно, что в нашей малоземельной республике, к нашему стыду, не обрабатываются и зарастают бурьяном тысячи гектаров земли. Убежден, спасение Владикавказа — это посадки зелени.

Особую тревогу вызывает состояние воздушного бассейна, где скапливается очень много выбросов прежде всего автомобильного транспорта, ведь в республике уже почти 200 тысяч автомашин, большая часть которых сосредоточена во Владикавказе. Почти 90% всех выбросов приходится на автотранспорт. Как можно решить эту проблему?

Прежде всего надо увеличить количество автомашин, работающих на газе. Также надо ограничить проезд транзитного транспорта в Закавказье и обратно через Владикавказ. И, наконец, надо безотлагательно решать проблемы объездных автодорог с севера, востока и юга от Владикавказа. Понятно, это дорогостоящие объездные пути, но их строительство надо осуществить в самые короткие сроки.

К транспортным проблемам смягчения экологической ситуации можно отнести и то, чтобы избавить Владикавказ от чрезмерно большого количества маршруток с заменой их на большеместные автобусы. Необходимо вернуться, как бы трудно ни было, к троллейбусам как к экологически чистому транспорту. Одной из причин загрязнения автотранспортом окружающей среды является слабый контроль за работой двигателей, выбросы которых очень существен ны, но их никто не проверяет, хотя есть кому это делать. В общем, основной враг эко логии воздушного бассейна Владикавказа — автомобильный транспорт, который сегодня в большинстве частный, и предъявить претензии не к кому, разве только к ГИБДД и мэрии Владикавказа.

Но равнодушными к этой проблеме оставаться нельзя, т. к. многие болезни связаны с дыхательными путями, с воздушным бассейном связаны также болезни сердца, в т. ч. пожилых людей и детей. Транспортные проблемы в экологии Владикавказа наиболее существенны, и их надо решать безотлагательно. За их решением проблемы здоровья, трудоспособности и смертности горожан.

Из республиканских экологических проблем самая тревожная — это экология Терека. Наши соседи, и прежде всего за территорией Северной Осетии, возмущены и об этом они информируют на совещаниях «зеленых» о существенном отрицательном вкладе в экологию Терека нашей республики. Чем? Это, прежде всего, сбросом в Терек не совсем очи щенных промышленных вод промышленными предприятиями и спиртовыми заводами, сбросом в Терек вод ливневой канализации Владикавказа. По-прежнему в пойме Терека и всех малых рек — притоках Терека — масса свалок бытового мусора, который ливневыми водами и паводками достигает вод Терека. Беда Терека еще и в том, что очистные сооружения Владикавказа, Алагира, Дигоры и ряда других населенных пунктов, минуя очисти тельный процесс, попадают в Терек. Не совсем в пользу экологии Терека большие объемы изымаемых из его русла сыпучих строительных мате риалов, за которыми должны следовать работы по рекультивации, но для этого нет денег. Проблемы экологии Терека многократно освещались в печати, по ним имеем серьезные сигналы от наших соседей, но, как говорится, воз и ныне там. Нужна серьезная программа экологического возрождения реки.

Особую экологическую тревогу вызывают питьевые воды. Как отмечает главный специалист комитета природных ресурсов В. Б. Цогоев, сегодня питьевые воды контролируются по 28 химическим элементам, вместо 68, положенных по ГОСТу. Кроме того, тревогу вызывает качество охраны водозаборов, плохое освещение, имеет место утечка больших объемов качественной питье вой воды из-за неисправности сетей водопровода.

Говоря об экологических проблемах питьевой воды, мы не должны молчать о Моздокском районе, где уже несколько лет в подземные воды проникают нефтепродукты местного аэродрома.

Экологическая ситуация всех источников водоснабжения Гизельдонского, Куртатинского, Алагирского и Дигорского ущелий сегодня нуждается в научно обоснованном изучении с позиций сегодняшней экологической науки. Есть факты подачи в го рода и села не до конца проверенных питьевых вод в местах их выхода на поверхность. Использование таких вод может кончиться трагично. Поэтому соответствующим органам надо изучить все питьевые воды.

Особая тревога по экологии вдоль автомобильных дорог как федерального, так и местного уровня. На обочинах масса мусора, пищевых отходов, пластиковой посуды и полиэтилена. Видим, надо местным органам власти организовать шефство над участками дорог вблизи их населенных пунктов.

Из экологических проблем республиканского значения тревогу вызывает также сани тарное состояние зон отдыха как в окрестностях Владикавказа, так и в горных ущельях. Ни одна из автомобильных дорог, которые ведут в горы не имеет нормальной экологической ситуации. В местах же отдыха вообще творится безобразие. Удивляет очень низкая культура жителей нашей республики, которые на словах за красоту нашей природы, на деле же гадят. По-моему, надо распределить места массового отдыха за конкретными сельскими советами, пред приятиями и рекреационными учреждениями, чтобы кто-то отвечал за санитарное состояние каждого участка.

Говоря о рекреационных зонах, мне бы хотелось сказать, что во всем прогрессивном мире стали модными экологические тропы. Путешествие по ним, с одной стороны, сохраняет природу, с другой стороны не захламляются большие территории зон отдыха. Видимо, эту работу должны в республике вести по-научному, как это делали в годы советского туризма в Цее, Кахтисаре, Урсдоне, а недавно на высоком уровне создали экологические тропы в национальном парке «Алания».

Вопросы экологии во многом зависят от средств массовой информации, от пропаганды экологических знаний. И в этом отношении до недавнего времени у нас был хороший опыт. В чем? По просьбе С. Баскаева — председателя республиканского общества охраны природы комитет по печати (В. Салбиев) нашел возможность издавать вкладыш в газете «Слово» под названием «Экология Иристона». Об этом вкладыше тепло отзывались в Москве (ЦС общества охраны природы и ЦС экологической партии зеленых). Но недавно эту вкладку перестали печатать. И в то же время в «Слове» стало заметно меньше материалов по экологии. А ведь сегодня экологическая проблема одна из глобальных.

Борис Бероев, председатель Северо-Осетинской организации Российского экологического движения «зеленые», профессор, доктор географических наук



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.