Первый в мире серийный люкс-кроссовер ГАЗ-М72


Первый в мире серийный люкс-кроссовер ГАЗ-М72

Небольшой очерк об уникальном отечественном автомобиле ГАЗ- М72,который совершил маленькую «революцию» в автомобилестроении. Самый первый массовый автомобиль для пересеченной местности в комфортабельной модификации был выпущен в СССР в прошлом веке. Машины подобного типа не собирали на тот момент ни в Америке, ни в Европе, ни тем более в Японии. Именно советский автомобиль ГАЗ-М72 был первым реальным воплощением возможности передвигаться в очень благоприятных условиях и по дорогам и вне дорог и все это – на почти легковой машине (так как атрибута настоящего внедорожника – рамы у него не было). Всего с 1955 по 1958 год сборочные цехи покинули 4 с лишним тысячи этих уникальных машин. Автомобиль был спроектирован на основе ГАЗ-М20 «Победа», но отличался от нее и по внешнему виду и по «начинке». Проектирование заняло менее месяца.

Так, новая модель Горьковского автозавода была выше «Победы», почти всегда обута в «зубастые» покрышки без колпаков (в отличие от прообраза), верхние части задних колес были немного прикрыты из-за измененной конфигурации крыльев. Передний мост стал ведущим, пружинная подвеска сменилась зависимой рессорной. Кузов был усилен 14 элементами, чтобы воспринимать увеличившиеся нагрузки. По сравнению с «Победой» машина потяжелела на 3 центнера.

Большое число деталей, иногда с переделками (передний мост и т.д.) было взято от ГАЗ-69. Для нее специально создали оригинальный задний мост с полуразгруженными полуосями. Также, впервые в СССР серийный автомобиль получил омыватель переднего стекла с ножным приводом. Мощность двигателя по сравнению с исходным была увеличена до 55 л.с. (топливом служил бензин с почти уже забытым октановым числом 72). Панели кузова получили фосфатную обработку, изменилось крепление рессор, увеличилась производительность вентилятора охлаждения, в систему смазки внедрили масляный радиатор. На передней панели салона появилась табличка-памятка по режимам использования полноприводной трансмиссии для водителей, часы и двухдиапазонный радиоприемник.

Поскольку машина была «заточена» главным образом к использованию вне дорог с твердым покрытием, передаточные числа трансмиссии были увеличены и максимальная скорость уменьшилась до 90-100 км/ч (хотя обтекаемый кузов позволил бы большую максималку).

ГАЗ-М72 «Победа»

Вскоре после начала серийного производства в 1956 году был проведен автопробег на Дальний Восток с фотокорреспондентом журнала «За рулем» при поддержке Центрального автомотоклуба. Машине были вполне по силам преодоление пашни, песка, глубокого снега. На видеосервисе Youtube есть видео, где ГАЗ-М72 весьма бодро взбирается на довольно крутой подъем.

Сейчас для всех желающих предлагается очень много дорогих моделей с претензией на вне/вседорожность. Но теперь конструкторы уделяют больше внимания климатическим и мультимедиа системам, а не совершенствованию проходимости. Хотя по статистике, большая часть этих самодвижущихся экипажей никогда не покинет асфальт. И серьезной грязи эти машины с несущими кузовами и электронными «примочками» в системе ведущих колес, а не с настоящими блокировками в трансмиссии будут беспомощны (а использование мощной лебедки при вытаскивании может нарушить геометрию кузова с последующим ремонтом на кругленькую сумму).

ГАЗ-М72 был, по сути, настоящим прорывом конструкторской мысли, опередив на десятилетия почти всех именитых автопроизводителей.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.