Рабочая газета — Раритеты советской эпохи


Рабочая газета — Раритеты советской эпохи

Энтузиасты запорожского автомотоклуба «Фаэтон» имени Леонида Хлевного открыли первый в Украине музей автомототехники 30 — 60-х годов ХХ столетия.

В КРАСИВО оформленном выставочном зале площадью 1200 квадратных метров основное место занимают ретроавтомобили. Их более шестидесяти. Внимание посетителей, особенно старшего поколения, привлекает шеренга советских машин предвоенных и военных лет. Вот, к примеру, грузовик ЗиС-5 1939 года выпуска, ставший визитной карточкой Запорожья. Именно такой автомобиль на постаменте памятника воинам-автомобилистам у южного въезда в наш город. Иногда его в народе называют полуторкой. Но это не так: ЗиС-5 — трехтонка. А полуторка — это ГАЗ-АА. Один из двух сохранившихся в Украине представлен в музее. На его базе в 1941 году изготовили партию бронеавтомобилей “БА-64”. Как выглядел этот броневик, можно увидеть в этом же ряду. Здесь же военные машины — ЗиС-5В, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69. А вот легендарная “катюша”, созданная на базе грузовика ЗиС-6, своим залповым огнем наводившая ужас на врага. — Единственный экземпляр на всей территории бывшего СССР, — уточняет реставратор Анатолий Баштовой. — Этот автомобиль мы разыскали в Херсонской области, где его хотели отправить в металлолом. На нем не было ни колес, ни шпилей, на которых они должны были крепиться, рама поломана. Мы забрали его, с большим трудом восстановили. А 9 мая 2006 года “катюша” своим ходом выехала на парад в Запорожье. Вот это был сюрприз! Кстати, все музейные машины на ходу. В 1943 году начали выпускать советские военные джипы — ГАЗ-67, а в 1944-м — грузовики “Урал-ЗиС-МиАЗ”. Отдельный грузовик оборудован мощным прожектором. Такие автомобили использовали во время ночных штурмов. Кстати, в Запорожье в 1943 году при форсировании Днепра советские войска впервые применили ночной штурм. В музее представлены автомобили, которые поставляли в Советский Союз во время войны по ленд-лизу союзники по антигитлеровской коалиции. Это Willys, Dodge, WC-51, GMC-353. Есть и трофейный Опель 1937 года выпуска. Именно на таком автомобиле ездил Штирлиц в фильме “Семнадцать мгновений весны”. Шикарный вид имеют легковые автомобили послевоенной поры — черный длинный ЗиМ (ГАЗ-12) представительского класса и популярная “Победа”, разные модификации машины “Волга”. Конечно, в автомобильной столице Украины никак не могли пройти мимо легендарного “горбатого” “Запорожца” — ЗАЗ-965А. Такие машины и сейчас еще можно увидеть на дорогах страны. Широко представлены в музее советские мотоциклы, мотоколяски, первые велосипеды и мопеды. Большая заслуга в открытии музея принадлежит бизнесмену Дмитрию Позняку. Он председатель автомотоклуба и фанат этого дела. Дмитрий достойно приумножает славные традиции, заложенные основателем клуба, кандидатом технических наук Леонидом Евтихьевичем Хлевным. — Нам, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны приятно сознавать, что в Запорожье уважают старшее поколение, — сказал после просмотра экспозиции генерал-майор в отставке, председатель городской ветеранской организации Виктор Дмитриевич Короленко. — Все это сделано руками молодых. Глубже изучая историю, молодые люди получают огромный заряд энергии, вырастают патриотами своей Родины. От имени ветеранов я выражаю сердечную благодарность руководителям и всем активистам автомотоклуба.

Запорожье.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.