Рижский автомобильный музей


Рижский автомобильный музей

Рижский автомобильный музей (Rīgas motormuzejs) по праву считается лучшим автомузеем на территории бывшего СССР и одним из лучших в Европе.

Музей основан в 1989 году на базе Клуба Антикварных Автомобилей Латвии.  У самого клуба тоже есть своя история. Он появился в 1972 году, объединив 20 человек, увлеченных восстановлением старинных автомобилей. Эти же люди изначально мечтали создать на основе клуба музей, добиваясь этой возможности много лет. Строительство музея началось в 1986-м году, а спустя три года он принял первых посетителей.

Здание музея находится достаточно далеко от центра Риги, в окраинном спальном районе Межциемс, автобус №15 идет сюда от центра города приблизительно полчаса.

Вход в музей.

Стоимость посещения музея составляет 2 лата (примерно 115 рублей).

Аутентичная советскому времени телефонная будка расположена прямо возле кассы

Еще до начала основной коллекции выставлены несколько старинных малолитражек

«Москвич»-401-420. Автомобиль 1954-го года выпуска. Данная модель планировалась как практически полная копия выпускавшегося в конце 1930-х годов в Германии Opel Kadett K38. В СССР этот автомобиль производился под названием «Москвич»-400. Выбор в пользу именно этого автомобиля в качестве основы для массового производства вскоре после великой отечественной войны сделал сам Иосиф Виссарионович. Им же был делан запрет на внесение изменений в конструкцию немецкого прообраза – видимо, вождь не слишком верил в советский автомобильных инженеров. Выпуск измененного 401-го «Москвича» был начат уже после смерти вождя в 1954-м году и свернут еще два года спустя.

Представленный в музее «Москвич»-401 отличается от первоначального 400-го варианта, главным образом, более мощным двигателем (26 л.с.)

В СССР это было второй попыткой сделать массовый малолитражный автомобиль (первым подобным проектом, свернутым из-за войны, был автомобиль КИМ-10). Впрочем, и «Москвичи» 400 и 401 по ряду причин так и не стали по-настоящему массовыми. Одна из причин – дороговизна автомобиля для большинства людей. При средней зарплате в 600 рублей этот относительно недорогой автомобиль стоил запредельные для многих советских граждан 9 000 рублей, а ведь нельзя забывать, что и более насущные вещи в первые послевоенные годы были дорогими.

Всего было выпущено чуть более 11 тысяч таких машин. 400-й «Москвич» стал первым автомобилем, выпускаемым под этой маркой.

Steyr-Puch 500. Выпуск 1962 года. Австрийский вариант очень массово распространенного в те годы автомобиля Fiat-500 (австрийская компания выпускала свой вариант Фиата по лицензии).  1962-й год стал последним годом производство последней из трех существовавших модификаций Steyr-Puch 500. Автомобиль с таким названием производился с 1957 года.

После своего рода разогрева, переходим непосредственно к основной экспозиции музея. Сразу возле входа находятся довоенные автомобили производства Германии.

Mercedes-Benz 380, 1933-й год выпуска. Первая спортивная модель «Мерседеса». Достаточно редка — всего было выпущено чуть более 6 тысяч таких автомобилей с учетом всех модификаций, при этом изначальных 380-х вышло не многим более полутора сотен. По одной из версий, выставленным в музее автомобилем владел шеф железных дорог гитлеровской Германии.

Mercedes-Benz 380 имел 3,8-литровый движок и четырехступенчатую коробку передач. Автомобиль мог разгоняться до 135-145 километров в час. К разработке передних фар для модели была привлечена знаменитая до сих пор фирма, специализирующаяся на оптике — Carl Zeiss.

Mercedes-Benz 320. 1937 г. Очень современный и комфортный для своего времени автомобиль. Выпущено этих автомобилей было не так и много.

Mercedes-Benz 230, 1939-й год. Очень хорошая для своего времени автомашина. Цельнометаллический кузов, полностью синхронизированная четырехступенчатая коробка передач, Х-образная рама, двигатель с алюминиевой головкой. Из-за начавшейся войны было выпущено лишь порядка 4-х тысяч автомобилей этой модели. Все немецкое производство стало в значительной степени ориентироваться под военные нужды, а число гражданских автомобилей в Германии год от года сокращалось.

Mercedes-Benz 170V, 1939-го года выпуска. Первая массовая модель «Мерседеса». Выпускалась с 1935-го по 1942-й год и предлагалась покупателю под девизом «Автомобиль для повседневных поездок и для каждого!».

Всего было выпущено 74 964 таких автомобиля. Впервые в истории концерна «Мерседес», автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель и Х-образную раму. В 1943-м году многие производственные линии Mercedes-Benz были разрушены при авианалетах союзных войск, противостоявших Германии. Модифицированные автомобили на базе 170-го стали выпускаться только с 1946-го года, а окончательно история этой модели завершилась еще 9 лет спустя.

Mercedes-Benz 170V в кузове кабриолет. Достаточно редкая модификация данного автомобиля, в силу не самой большой распространенности кузова.

BMW 326 1939 года выпуска. Самая комфортабельная из моделей «БМВ» выпускавшихся до войны. В 1941 году производство модели было приостановлено после выпуска около 16 000 машин. В 1945-м производство возобновилось, но очень низкими темпами. Последние авто этой модели сошли с конвейера в 1948-м.

Модель отличалась мощным для того времени мотором объемом 2 литра и мощностью 50 л.с. Другие достоинства — центральная смазочная система шасси, рама коробчатого типа скрепленная с кузовом, комфортабельный салон. Автомобиль был одним из престижнейших по тем временам и, разумеется, дорогостоящим. Несколько ставших известными впоследствии моделей BMW базировались на 326-м. Представленный в музее экземпляр автомобиля сохранился в хорошем оригинальном состоянии, в силу того, что практически не использовался.

Opel Admiral. 1938-1 год. Автомобиль представительского класса, выпускаемый с 1937-го по 1939-й год. Из-за начавшейся войны, машин этой модели выпущено было немного. Впрочем, был и свой ренессанс: модель производилась также и в период с 1964-го по 1977 год, конечно, в значительно обновленном варианте. Всего было выпущено больше сотни тысяч автомобилей.

Steyr-220, австрийский автомобиль 1938-го года выпуска. Очень хорошая для своего времени модель. С учетом близких «родственников» Steyr-120 и  Steyr-125, было выпущено только немногим более 6000 таких автомобилей. Производство было остановлено в 1941-м году, и не возобновлялось после войны.

Легковые автомобили под маркой Steyr не выпускаются с послевоенного времени. Компания полностью переключилась на выпуск двигателей и грузовых автомобилей, продаваемых под маркой MAN.

Очень любопытный экспонат. Rolls-Roys Silwer Shadow. Авто 1966-го года. Именно этот автомобиль в конце 1970-х годов принадлежал Л.И. Брежневу. В 1980-м году автомобиль, которым управлял сам генсек, попал в аварию под Москвой, врезавшись в грузовик. Если учесть, что Rolls-Roys Silwer Shadow могу разгоняться до 190 км в час, то очевидно, что жизнь Брежнева могла бы оказаться на два года короче. Автомобиль после аварии не ремонтировался, и таком же пост-аварийном виде находится в Риге.

Lincoln Continental Town Car. 1973 г. Еще один автомобиль, ранее принадлежавший руководству СССР. Эту машину, изготовленную по заказу правительства США, президент Соединенных Штатов Р. Никсон подарил Л.И. Брежневу в июне 1973 года, во время визита Брежнева в США. Данная модель относится к пятому поколению Lincoln Continental, и выпускалась до 1979-го года.

Следующий автомобиль из этой серии. ЗИЛ-111 1963-го года. Советский лимузин высшего класса, разработанный специально для высшего руководства страны, и именно на таком автомобиле ездил лично Н.С. Хрущев. Автомобиль выпускался с 1959-го по 1967-й год на ЗИЛе, всего было собрано 112 таких автомобилей. ЗИЛ-111 на момент выпуска ничем не уступал автомобилям высшего класса ведущих мировых производителей. Именно на ЗИЛы пересели советские высокие руководители с немецких представительских авто, ничуть не жалея об этом. Потом, как известно, репутация отечественного автопрома утратила свои позиции.

ГАЗ-13 «Чайка», 1974-й год. Советский представительский автомобиль высшего класса. Считался машиной уровнем несколько ниже, чем ЗИЛ-111. Выпускался с 1959-го по 1981-й год, было выпущено около тех тысяч таких автомобилей.

ЗИС-115, 1950-й год. Еще один советский автомобиль высшего класса. Выпускался на заводе ЗИС (ныне ЗИЛ) с 1945-го по 1959-й год. Представлял собой модернизированный автомобиль-лимузин высшего класса ЗИС-110. Модернизация, главным образом, состояла в усилении всего, связанного с безопасностью, была применена особая система защиты – бронекапсула. Защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями.  Именно на таком автомобиле после войны ездил сам Сталин. Внешне автомобиль напоминает одну из модификаций американского Packard 180 1942-го года выпуска.

ЗИС-101, 1938-й год. Довоенный советский представительский автомобиль. В основу всех таких ЗИСов были положены модель Buick начала 1930-х годов, при этом в большинстве своем советские конструкторы шли по пути упрощения конструкции, предпочитая современности надежность.

Обновили для СССР внешний дизайн американцы, при этом за очень солидную сумму. Мало кому известно, что в тридцатые годы автомобили этой марки возили не только вождей, но и всех желающих, так как ими были укомплектованы несколько таксомоторных парков вплоть до послевоенного времени.

Linkoln KB, модель 277В, 1934-й год. Представительский автомобиль производства США, выпускавшийся с 1932-го года и ставший первой моделью «Линкольна» с V-12 цилиндровым мотором. Представленный в музее экземпляр в свое время советское правительство подарило писателю А.М. Горькому.

Packard Eight 1100,1934-й год. В довоенное время автомобили «Паккард» считались одними из самых дорогих и престижных в мире. Очень высоко они котировались и в СССР, став объектом подражания при создании многих отечественных авто. Многие руководители страны пользовались именно такими автомобилями. К сожалению, уже после войны, руководство фирмы «Паккард» решило сконцентрироваться на производстве автомобилей средней ценовой категории. Как выяснилось, это оказалось ошибкой. В результате такого стратегического решения, и рынок престижных автомобилей был утрачен, и на новом рынке закрепиться не получилось. Производство автомобилей под маркой Packard было прекращено в 1954 году.

Первый этаж также содержит вот такой любопытный стенд с коллекцией автомобильных номеров, использовавшихся в разное время.

На втором этаже музея в основном представлены советские автомобили.

ГАЗ-12 ЗИМ, 1956-й год. Это был самый престижный автомобиль в СССР из числа свободно продаваемых в 50-е годы. С 1950-го по 1959-й год было выпущено более 20-ти тысяч таких автомашин. ЗИМ был полностью отечественной разработкой, ни один импортный автомобиль не брался за основу при его конструировании. Главной отличительной чертой автомобиля был его кузов, он был выполнен несущим, то есть не имел конструктивно отделяемой рамы. У такого конструкционного решения была и обратная сторона. Да, это был первый в мире автомобиль подобного класса с несущим кузовом, но впоследствии у автомобилей ЗИМ время от времени возникали проблемы с жесткостью и долговечностью кузова при длительной эксплуатации.

В СССР эти автомобили использовались в основном как персональные автомобили для достаточно высокого начальства, но несколько сотен автомашин использовались в такси. А вот в личном пользовании ЗИМ встречался сравнительно редко — главным образом, из-за очень высокой цены.

ГАЗ М-20 «Победа» с аутентичными номерами, 1955-й год. Для своего времени очень передовая и полностью самостоятельная разработка завода ГАЗ. Автомобили не только пользовались большим успехом в СССР, но и массово экспортировались в европейские страны (Бельгия, Финляндия, Швеция), отдельные экземпляры попадали даже в США. В Польше до 1973-го года выпускалась лицензионная копия «Победы» под названием Varszawa. Изначально, на этапе проектирования, у этого автомобиля было название Родина, но Сталину, который лично курировал вопрос создании полностью советского автомобиля, не понравилось, что отечественная автопромышленность будет торговать родиной. Название тут же изменили.

Легендарная «Волга» ГАЗ-21. 1962 г. Производилась в СССР в течение 14 лет, начиная с 1956-го года. Именно этот автомобиль разработан на смену устаревшей «Победе». Разработка дизайна велась двумя независимыми группами: конкурировавший вариант назывался «Звезда», более похожий на «Победу». Как и часто делалось во многих странах, конструкторы изучали зарубежные именитые марки, прежде чем приняться за дело. В основу первой «Волги» легли черты нескольких американских решений, авторства «Форда», например. Но «Волга», в то же время, не является приближенной копией какой-то конкретной модели. По американским меркам, кстати, уже на год начала производства «Волга» обладала далеко не современным дизайном.

«Волга» ГАЗ-21 — первый советский автомобиль, в котором использовалась автоматическая коробка передач, хотя это решение и не стало массовым из-за того, что оказалось не слишком надежным. В целом же, это был очень популярный автомобиль в СССР и во многих зарубежных странах – пожалуй, именно с «Волги» советский автоэкспорт был поставлен на поток. Всего было произведено около 640 тысяч «Волг» ГАЗ-21разных модификаций.

ГАЗ-22, 1964-й год. По сути дела, тот же ГАЗ-21, но в кузове типа универсал.

Москвич»-400. 1950-й год. Чуть подробнее о нем мы уже говорили выше. Это первый советский автомобиль малого класса, предназначенный, в основном, для продажи в личное пользование. В музее представлена достаточно редкая модификация этой модели (кузов кабриолет).

«Москвич»-423, 1958-й год. Первый советский серийный грузопассажирский автомобиль с кузовом типа «универсал». Грузоподъемность машины составляла 250 кг при 2-х пассажирах. Автомобиль предназначался для использования в народном хозяйстве, и индивидуальным владельцам стал продаваться лишь в 70-е годы, уже в подержанном виде. Выпускался автомобиль недолго, около двух лет.

«Москвич»-408, 1968-й год. Весьма современная машина для своего времени, выпускалась с 1964-го по 1975-й год. До конца 60-х годов этот автомобиль пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны. Этот автомобиль собирался и продавался под измененным названием в Болгарии и Бельгии. Именно этот автомобиль «по совету друзей» купил себе после найденного «клада» шеф из «Бриллиантовой руки».

ВАЗ-2102, 1974-й год. В простонародии — Жигули двойка, выпускавшийся с 1971-го года по 1984-й. Как и другие Жигули семейства классика, автомобиль по лицензии скопирован у Fiat.

ЛУАЗ-969. 1976-й год. Первый советский переднеприводной автомобиль, выпускавшийся аж четверть века вплоть до 1992-го года. Машина отличалась, с одной стороны, самым минимальным комфортом, с другой стороны, выдающейся проходимостью. Явным недостатком автомобиля был недостаточно мощный двигатель от Запорожца.

Кроме легковых автомобилей, в этом зале представлены мотороллеры, мотоциклы и мопеды разных производителей. Начнем с первых.

Мотоцикл К-125М, 1954-й год.  Советский аналог популярного немецкого довоенного мотоцикла DKW RT-125. Производился после вывоза в СССР немецкого оборудования и документации после войны.

Мотороллер «Тула», 1959-й год – так же создавался на основе немецкой модели.

Мотороллер «Вятка» ВП-150, 1960-й год. Копия итальянского мотороллера Vespa 150GS 1955-го года. Снят с производства в 1966-м году.

Мотороллер «Вятка» МГ-150, 1967-й год.

RMR Fora, 1993-й год. Перспективная модель, планировавшаяся к выпуску на Рижском мотозаводе (Sarkanā zvaigzne).  К сожалению, в связи с кризисом завода в серию так и не вошел, а вскоре и сам  завод прекратил свое существование.

RMR Pony.  1994-й год. Также так и не вышедшая в серию модель Рижского Мотозавода (Sarkanā zvaigzne) — грузовой трехколесный мокик Pony.

«Спридитис», 1958-й год. Именно в этом году в Риге был выпущен первый мопед в СССР. В серию данная модель не вошла, но многие наработки были использованы при создании мопеда «Рига»-18, первого серийного мопеда СССР.

Также в музее представлено некоторое количество гоночных автомобилей.

Amilcar CGS, 1924-й год. Французская фирма Amilcar выпускала автомобили с 192-го по 1940-й год. Этот небольшой спортивный автомобиль за короткое время обрел огромную популярность и стал самым узнаваемым из автомобилей этой марки. Это была первая в истории фирмы автомашина с механическими тормозами на всех четырех колесах. Легкий кузов спортивного родстера был изготовлен из алюминиевых листов. Владельцем выставленного в музее экземпляра был известный латвийский автогонщик Евгений Канский.

Auto Union V16, 1938-й год. Немецкий автомобиль для соревнований по горным трассам. В основе конструкции шасси типа «D» и 6-литровый 16-цилиндровый компрессорный V-образный двигатель знаменитого конструктора Фердинанда Порше. В 1945-м году автомобиль вывезен из Германии в СССР как военный трофей, в 1976 г. председателю Клуба Антикварных Автомобилей Латвии Виктору Кулбергу удалось найти автомобиль на ЗИЛе, спасти от разрезания на металолом и доставить в Ригу.

American La France typ 12 Simplex, 1914-й год, США. Один из самых быстрых гоночных автомобилей начала 20 века.

OSCar 01, 2003-й год. Латвийский гоночный автомобиль, созданный для участия в ралли Париж-Дакар.

Наконец, в последнем, полуподвальном зале музея размещены грузовые автомобили.

РАФ-976, 1961-й год.  Автобус с кузовом вагонного типа, построенном на усиленном и удлиненном шасси грузового автомобиля ГАЗ-51. Таких автомобилей было выпущено совсем немного.

RAF M2 Stils, 1994-й год. Последняя разработка елгавского завода РАФ. В серию так и не вошла, а вскоре и сам завод прекратил свое существование.

Renault FU, 1918-й год. Французский грузовик с очень высокой для того времени грузоподъемностью – 7 тонн. Армия использовала такие автомобили для перевозки тяжелой техники и танков.  Для обеспечения безопасности грузоподъемности на автомобиле были установлены массивные чугунные колеса и цельнолитые резиновые шины.

Henschel Typ 33D1, 1941-й год.  Немецкий пожарный автомобиль. После войны в качестве трофея был вывезен в СССР и использовался в одной из пожарных частей в Риге. В 70-е годы служил в качестве реквизиты для съемок фильмов на Рижской киностудии.

Ford-AA, 1932-й год. Популярный американский довоенный грузовик. Данный экземпляр был выпущен в последний год выхода этой модели, который длился пять лет. Этот автомобиль по лицензии производился в СССР как ГАЗ-АА.

Урал-ЗИС-355, 1956-й год. Улучшенная послевоенная версия военного ЗИС-5.

ГАЗ-64, 1941-й год. Первый в СССР полноприводной внедорожный автомобиль. Было выпущено 686 экземпляров. Во время войны автомобиль часто использовался в качестве командирского автомобиля на поле боя.

В заключении можно сказать, что автомобильный музей в Риге действительно заслуженно считается одним из лучших в Европе. Если учесть, что он появился в маленькой, далеко не самой богатой и не самой автомобильной европейской стране, то усилия создателей музея можно без преувеличения назвать настоящим подвигом.

Музей заслуженно рекомендуется к посещению всем гостям Риги.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.