Сельских школьников превратят в Филипков?


Сельских школьников превратят в Филипков?

50 малокомплектных школ Орловщины 1 сентября будут закрыты. На языке реформирования это звучит, правда, несколько иначе – оптимизированы. Крохотная школа, находящаяся в пункте А, формально станет филиалом школы покрупнее, находящейся в пункте Б, а фактически первую закроют на замок. И дети, когда-то в ней обучавшиеся, с утра пораньше будут собирать портфельчики, чтобы, не дай Бог, не опоздать на единственный автобус, который повезет их за несколько километров, к знаниям.

Участь выдуманного Толстовым Филипка или великого Михайло Ломоносова – преодолевать расстояния и непогоду на пути к свету знаний – вполне может постичь орловских школьников сегодня, в эпоху информационного общества и нанотехнологий. Планы мероприятий по оптимизации сети сельских школ Орловщины приняты в 2011 году. Озадачены учителя, едва не паникуют родители, озабочены депутаты. Не помогают и заверения чиновников о том, что реформирование именно в таком ключе сейчас крайне необходимо и что решение о реорганизации и ликвидации каждого образовательного учреждения может быть принято не раньше, чем будет проведена экспертиза по определению возможных последствий реформы. 

– Не может быть инновационного развития государства без модернизации базового школьного образования, – убежденно констатирует руководитель областного управления образования и молодежной политики Татьяна Мартынова . – В наших малокомплектных школах, к сожалению, отмечается значительное отставание показателей эффективности от среднероссийских.

По информации областного управления образования, средняя наполняемость класса в отдельно взятой орловской сельской школе – 5 человек. Тогда как в среднем по России этот показатель равен 9.  В этом году, по уже имеющимся данным, будут полностью упразднены 6 школ, присоединены к другим – 44. 

Чиновники от образования признают сложность ситуации, называя вопросы оптимизации сети школ «очень болезненными и непростыми», однако с намеченного пути сворачивать не собираются, уверяя: в регионе имеется четкий план модернизации. Правда, на прошедшем недавно облсовете озаботившиеся проблемой депутаты точного ответа на вопрос, насколько экономически точно просчитаны все предстоящие затраты, так и не получили. Единственное, что услышали от чиновников: чтобы провести реорганизацию сумма необходима огромная. 

Удивляет это мало, ведь необходимость реформирования обнажила еще массу проблем села, непосредственно связанных со школьным вопросом. Одна из самых острых – отвратительное состояние дорог, которые соединяют сельские поселения и по которым планируется организовать подвоз детей: всего 71 километр, 51 из которых – дороги региональные и 20 – муниципальные. За ямочный ремонт областных дорог взялся «Орёлгосзаказчик». А вот вопрос с ремонтом муниципальных дорог до сих пор не решен. Может статься, эти участки пути и станут испытанием на прочность ребячьей тяги к знаниям.

– Даже если закупят достаточно автобусов и, допустим, до сентября успеют провести на всех дорогах ямочный ремонт, мы же не закупим грейдеры для каждой школы. А значит, как только выпадет снега чуть больше нормы, автобус застрянет и детям придется добираться до школы, расположенной за 10 километров от родной деревни, пешком, – констатирует член комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике областного Совета Евгений Мельник. На эту реплику у чиновников есть ответное предложение: давайте организуем для детей… интернаты! Идея без обиняков была озвучена и родителям учеников, которым предстоит добираться в школу, находящуюся на порядочном расстоянии от дома. Но, как и следовало ожидать, она вызвала резкое сопротивление со стороны взрослых.

Судя по всему, главный план для департамента образования спущен «сверху». В случае успешного внедрения реформы на орловской почве регион получит федеральную субсидию на развитие системы образования в размере почти 135 млн рублей в этом году и около 600 млн в следующем. На эти деньги планируется закупить школьные автобусы, необходимое учебное оборудование, говорят, отвечающее последнему слову научно-технических достижений. 

Сельским учителям, как огня страшащимся непонятно к чему ведущих перемен, обещают: без работы никто не останется. А заодно сулят серьезную прибавку жалованья.

По словам Татьяны Мартыновой, если оптимизация пройдет успешно, зарплата педагогов вырастет до 14 400 рублей. Если же план провалится, повышений, конечно, не светит.

Между тем начатый процесс оптимизации, отданный на откуп муниципалитетам, уже дает первые результаты, да такие, что в отдельных случаях их приходится спешно корректировать. С недовольством на местах чиновникам пришлось столкнуться сразу.

В Боровской школе, что в деревне Козюлькина Болховского района, 1 сентября за парты сядут всего лишь 6 учеников. В год на одного учащегося здесь тратится 202 тыс. рублей – и этот коэффициент самый высокий в области. Само собой, эта школа значилась одним из первых кандидатов на оптимизацию. Присоединить ее планировалось к Вязовской средней школе. Детишек здесь обучается 12, правда, нет ни газа, ни прочих удобств. Боровская же школа представляет собой типовое сооружение, газифицированное, с туалетом внутри, мастерскими и спортзалом. Как и следовало ожидать, жители деревни Козюлькина воспротивились «переселению», не давал добро и Болховский райсовет.

Подробности ситуации стали известны «ОВ» в пятницу, 1 июля. В этот день в поселке Нарышкино Урицкого района состоялось совещание с руководителями отделов образования администраций шести районов области, в том числе и Болховского.

По словам председателя Болховского райсовета Михаила Дорофеева , окончательного решения о судьбе Боровской школы пока так и не было принято.

– Целесообразнее было бы присоединить Вязовскую школу к Боровской. Все же Боровская современнее, детям там будет удобнее заниматься. Вопрос в том, выделят ли деньги на ремонт двух километров дороги от одной деревни к другой, – комментирует Михаил Леонидович.

Плохая дорога между поселениями, действительно, камень преткновения на пути к знаниям. Но не единственный. Когда только появилась вероятность того, что Вязовская школа будет ликвидирована, обитатели деревни буквально взмолились: оставьте, не закрывайте! Они готовы сброситься на газификацию, на собственные деньги сделать в школе ремонт. Все дело в том, что та самая средняя общеобразовательная школа без тепла и удобств – единственный островок культуры в деревне.

– Там нет ни клуба, ни какого-то иного учреждения культуры. Это единственное место, где люди могут собраться, – рассказывает секретарь Болховского райсовета Николай Ларичев. По сути, этот показательный факт выдает главную проблему, о которой общественность заговорила еще несколько лет назад, когда процесс оптимизации малокомплектных школ в России только был запущен. Если рассматривать учебное заведение как бизнес-предприятие, сельская школа однозначно «нерентабельна». Чиновники же, пытаясь систему образования подогнать под рыночные принципы, а заодно исполнить под козырек федеральные установки, порой забывают: закрывая деревенскую школу, они нередко ставят крест и на самой деревне.



При копировании или цитировании материалов с сайта vnedorozhniki-ussr.ru активная индексируемая ссылка желательна.